СИСТЕМА (ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ) НАСТАВНИЧЕСТВА
В условиях модернизации системы российского образования приоритетом
для государства является развитие ее кадрового потенциала, непрерывный рост
профессионального мастерства педагогических работников. Этой цели служит
создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров (далее – Система) в рамках
национального проекта «Образование» (с учетом изменений
и дополнений 2020 и 2021 гг.).
Одним из ключевых направлений создания Системы является развитие
наставничества педагогических кадров, являющееся эффективным
инструментом профессионального роста педагогических работников общего,
среднего профессионального и дополнительного образования.
Наставничество как социально-педагогическое явление существует
в российском образовании с XIX века. В современной России существуют
разнообразные практики наставничества педагогических работников, в которых
сочетаются традиционные и инновационные черты.
Главная проблема наставничества в образовании на сегодняшний день –
неопределенность его концептуально-методологического и нормативного
правового статуса, что существенно затрудняет его «превращение» в широкое
социально-педагогическое явление. Наставничество в образовании развивается
преимущественно как волонтерское движение. Существует реальная потребность
его трансформации в регламентированный вид профессиональной деятельности в
образовании.
Одним из путей разрешения данного противоречия является разработка
и внедрение системы (целевой модели) наставничества педагогических работников
в образовательных организациях. Система (целевая модель) наставничества
включает концептуально-методологическую разработку основных категорий и
понятий, связанных с наставничеством, нормативное правовое обеспечение
наставнической деятельности, направленное на повышение правового статуса
наставничества и наставников, определение организационно-педагогических,
методических и технологических механизмов реализации системы наставничества
педагогических работников в образовательных организациях.