ФРП ОБЖ В1 10-11

ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(для 10—11 классов образовательных организаций)
ВАРИАНТ № 1

МОСКВА
2022

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

4

Общая характеристика учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»  .  .  .  .  .  .  .  .

7

Цели изучения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»  .  .  .  .  .  .  .  .

9

Место учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» в учебном плане  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

10

Содержание учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности». Вариант № 1  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

11

Планируемые результаты освоения предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»  .  .  .  .  .  .  .  .
Личностные результаты  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Метапредметные результаты  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Предметные результаты  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

21
21
24
27

Тематическое планирование. Вариант № 1  .  .  .  .  .  .  .  .  .
10 класс  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
11 класс  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

30
30
36

Учебные сборы. Тематическое планирование  .  .  .  .  .  .  .  .

43

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» (далее — Программа ОБЖ)
позволит учителю построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия
человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Программа в методическом плане обеспечивает реализацию
практико-ориентированного подхода в преподавании учебного
предмета ОБЖ, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области
безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в логике последовательного нара­
стания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная
ситуация, чрезвычайная ситуация — и разумного построения
модели индивидуального и группового безопасного поведения
в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз
в природной, техногенной, социальной и информационной сферах.
Федеральная рабочая программа обеспечивает:
66 формирование личности выпускника с высоким уровнем
культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
66 достижение выпускниками базового уровня культуры без­
опасности жизнедеятельности, соответствующего интересам
обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности;
66 взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета ОБЖ на уровнях основного общего и среднего общего образования;
66 подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности жизнедеятельности в повседневной
жизни.
В федеральной рабочей программе содержание учебного
предмета ОБЖ структурно представлено двумя вариантами реализации содержания, состоящими из отдельных модулей (тематических линий), обеспечивающих системность и непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего образования.
4

Федеральная рабочая программа

Вариант 1
Модуль № 1. «Основы комплексной безопасности».
Модуль № 2. «Основы обороны государства»
Модуль № 3. «Военно-профессиональная деятельность».
Модуль № 4. «Защита населения Российской Федерации
от опасных и чрезвычайных ситуаций».
Модуль № 5. «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность».
Модуль № 6. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
Модуль № 7. «Основы здорового образа жизни».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»
Модуль № 9. «Элементы начальной военной подготовки».
Вариант 2
Модуль № 1. «Культура безопасности жизнедеятельности
в современном обществе».
Модуль № 2. «Безопасность в быту».
Модуль № 3. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 4. «Безопасность в общественных местах».
Модуль № 5. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 6. «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний».
Модуль № 7. «Безопасность в социуме».
Модуль № 8. «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 9. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
Модуль № 10. «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного
предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования Федеральная рабочая программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по возможности её избегать,
при необходимости безопасно действовать».
Программа предусматривает внедрение практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий
с возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

5

Материал, изложенный в модулях «Основы обороны государства», «Военно-профессиональная деятельность», «Элементы
начальной военной подготовки», поможет юношам получить
представление о службе в Вооружённых Силах Российской Федерации и подготовиться к прохождению военных сборов. Главное, что при изучении учебного предмета ОБЖ старшеклассники получают информацию о порядке постановки на военный
учёт, о том, как организуется допризывная подготовка юношей.
Для формирования практических навыков в области военной
службы в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24.02.2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки
по основам военной службы в образовательных учреждениях
среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» организуются
учебные сборы. На учебные сборы отводятся 5 дней продолжительностью 35 ч.
Рабочая программа предусматривает внедрение практикоори­ентированных интерактивных форм организации учебных
занятий с возможностью применения тренажёрных систем
и виртуальных моделей. При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным: компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические
действия обучающихся.

6

Федеральная рабочая программа

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В современных условиях с обострением существующих и появлением новых глобальных и региональных вызовов и угроз
безопасности России (резкий рост военной напряжённости на
приграничных территориях; продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма; существенное ухудшение
медико-биологических условий жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и другие) возрастает приоритет
вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах огромное значение приобретает качественное
образование подрастающего поколения россиян, направленное
на формирование гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения
безопасности в повседневной жизни.
Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету
ОБЖ определяется системообразующими документами в области безопасности: Стратегией национальной безопасности Российской Федерации1, Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года2, Государственной
программой Российской Федерации «Развитие образования»3.
Современный учебный предмет ОБЖ является открытой обучающей системой, имеет свои дидактические компоненты во
всех без исключения предметных областях и реализуется через
приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление
системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование
компетенций в области безопасности, поддержанных согласо1

2

3

Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27,
ст. 5351).
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 30, ст. 4884).
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г.
№ 1642 «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации „Развитие образования“».

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

7

ванным изучением других учебных предметов. Научной базой
учебного предмета ОБЖ является общая теория безопасности,
которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на
изучении проблем безопасности в общественных, гуманитарных, технических и естественных науках. Это позволяет формировать целостное видение всего комплекса проблем без­
опасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит
обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности
личности, общества и государства, а также актуализировать
для выпускников построение адекватной модели индивиду­
ального и группового безопасного поведения в повседневной
жизни.
В настоящее время с учётом новых вызовов и угроз подходы
к изучению учебного предмета ОБЖ несколько скорректированы. Он входит в предметную область «Физическая культура
и основы безопасности жизнедеятельности», является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования.
Изучение ОБЖ направлено на достижение базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует
выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в экстремальных
условиях, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и государства.
В соответствии с учебным планом на изучение предмета
отводится 68 ч (по 34 ч в каждом классе)
Помимо изучения учебного предмета ОБЖ в образовательной организации в 10 классах организуются учебные военные
сборы. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24.02.2010 «Об утверждении Инструкции
об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего
(полного) общего образования, образовательных учреждениях
начального профессионального и среднего профессионального
образования и учебных пунктах» учебные сборы организуются
и проводятся преподавателями ОБЖ. На учебные сборы отводится 5 дней объёмом 35 учебных часов.
8

Федеральная рабочая программа

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными потребностями личности, общества
и государства, что предполагает:
66 понимание необходимости следовать правилам безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
66 формирование принципов и навыков антиэкстремистского
и антитеррористического поведения, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для общества;
66 формирование отрицательного отношения к вредным привычкам, другим проявлениям асоциального поведения; формирование умения безопасно для себя и окружающих пользоваться источниками информации, критически относиться
к источникам информации и их содержанию; формирование
умения принимать решения, анализировать ситуации с целью предупреждения опасных ситуаций или избежания риска попасть в подобные ситуации;
66 способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых
средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
66 сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
66 знание и понимание роли личности, общества и государства
в решении задач обеспечения национальной безопасности
и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

9

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования отводится 68 ч в 10—11 классах. При
этом порядок освоения программы определяется образо­ва­тель­
ной организацией, которая вправе самостоятельно оп­ределять
последовательность тематических линий учебного предмета
ОБЖ и количество часов для их освоения. Конкретное наполнение модулей может быть скорректировано и конкретизировано с учётом региональных (географических, социальных, этнических и других), а также бытовых и других местных особенностей.
Помимо изучения учебного предмета ОБЖ в образовательной организации в 10 классах организуются учебные военные
сборы. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24.02.2010 «Об утверждении Инструкции
об организации обучения граждан Российской Федерации
начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» учебные сборы
организуются и проводятся преподавателями ОБЖ. На учебные сборы отводится 5 дней объёмом 35 учебных часов.

10

Федеральная рабочая программа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Вариант № 1

МОДУЛЬ № 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе.
Корпоративный, индивидуальный, групповой уровень культуры безопасности. Общественно-государственный уровень
культуры безопасности жизнедеятельности.
Личностный фактор в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения в стране.
Общие правила безопасности жизнедеятельности.
Опасности вовлечения молодёжи в противозаконную и антиобщественную деятельность. Ответственность за нарушения общественного порядка. Меры противодействия вовлечению в несанкционированные публичные мероприятия.
Явные и скрытые опасности современных развлечений молодёжи.
Развлечения, носящие заведомо антиобщественный характер (зацепинг, руфинг, диггерство и их опасности). Административная ответственность за занятия зацепингом и руфингом. Ответственность за диггерство.
Развлечения, представляющие потенциальную опасность
как жизни и здоровью людей, так и обществу (паркур, селфи,
флешмоб). Основные меры безопасности для паркура и селфи.
Ответственность за участие в флешмобе.
Как не стать жертвой информационной войны.
Безопасность на транспорте. Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности возгорания).
Обязанности участников дорожного движения. Правила дорожного движения для пешеходов, пассажиров, водителей.
Правила безопасного поведения в общественном транспорте,
такси, маршрутном такси. Правила безопасного поведения
в случае возникновения пожара на транспорте.
Безопасное поведение на различных видах транспорта.
Электросамокат. Питбайк. Моноколесо. Сегвей. Гироскутер.
Основные меры безопасности при езде на средствах индивидуальной мобильности. Административная и уголовная ответственность за нарушение правил при вождении.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

11

Дорожные знаки (основные группы). Порядок движения. Дорожная разметка и её виды (горизонтальная и вертикальная).
Правила дорожного движения, установленные для водителей
велосипедов, мотоциклов и мопедов. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения и мер оказания первой помощи.
Правила безопасного поведения на воздушном транспорте,
на железнодорожном и водном транспорте. Как действовать
при аварийных ситуациях на железнодорожном, воздушном
и водном транспорте.
Источники опасности в быту. Причины пожаров в жилых помещениях. Правила поведения и действия при пожаре. Электробезопасность в повседневной жизни. Меры предосторожности для исключения поражения электрическим током. Права,
обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности. Средства бытовой химии. Правила обращения
с ними и хранения. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними.
Информационная и финансовая безопасность. Информационная безопасность Российской Федерации. Угроза информационной безопасности.
Информационная безопасность детей. Правила информационной безопасности в социальных сетях. Адреса электронной
почты. Никнейм. Гражданская, административная и уголовная ответственность в информационной сфере.
Основные правила финансовой безопасности в информационной сфере. Финансовая безопасность в сфере наличных денег,
банковских карт. Уголовная ответственность за мошенничество. Защита прав потребителя, в том числе при совершении
покупок в Интернете.
Безопасность в общественных местах. Порядок действий при
риске возникновения или возникновении толпы, давки. Эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи. Правила
безопасного поведения при проявлении агрессии, при угрозе
возникновения пожара.
Порядок действий при попадании в опасную ситуацию. Порядок действий в случаях, когда потерялся человек.
Безопасность в социуме. Конфликтные ситуации. Способы
разрешения конфликтных ситуаций. Опасные проявления конфликтов. Способы противодействия буллингу и проявлению насилия.
12

Федеральная рабочая программа

МОДУЛЬ № 2. «ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА»
Правовые основы подготовки граждан к военной службе.
Стратегические национальные приоритеты. Цели обороны.
Предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации.
Вой­ска, воинские формирования, службы, которые привлекаются к обороне страны.
Составляющие воинской обязанности в мирное и военное
время. Организация воинского учёта. Подготовка граждан
к военной службе. Заключение комиссии по результатам медицинского освидетельствования о годности гражданина к военной службе.
Допризывная подготовка. Подготовка по основам военной
службы в образовательных организациях в рамках освоения
образовательной программы среднего общего образования.
Подготовка граждан по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в различных объединениях и организациях. Составные части добровольной подготовки
граждан к военной службе. Военно-прикладные виды спорта.
Спортивная подготовка граждан.
Вооружённые Силы Российской Федерации — гарант обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
История создания российской армии. Победа в Великой Отечественной войне (1941—1945). Вооружённые Силы Советского
Союза в 1946—1991 гг. Вооружённые Силы Российской Федерации (созданы в 1992 г.).
Дни воинской славы (победные дни) России. Памятные даты
России.
Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации. Угроза национальной безопасности. Повышение угрозы использования военной силы.
Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты. Обеспечение национальной
безопасности Российской Федерации. Стратегические цели обороны. Достижение целей обороны. Военная доктрина Российской Федерации. Основные задачи Российской Федерации по
сдерживанию и предотвращению военных конфликтов. Гибридная война и способы противодействия ей.
Структура Вооружённых Сил Российской Федерации. Виды
и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации. Воинские должности и звания в Вооружённых Силах Российской
Федерации. Воинские звания военнослужащих. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

13

Современное состояние Вооружённых Сил Российской Федерации. Совершенствование системы военного образования.
Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ». Модернизация вооружения, военной и специальной техники в Вооружённых Силах
Российской Федерации. Требования к кандидатам на прохождение военной службы в научной роте.

МОДУЛЬ № 3. ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выбор воинской профессии. Индивидуальные качества, которыми должны обладать претенденты на командные должности, военные связисты, водители, военнослужащие, находящиеся на должностях специального назначения.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации, МВД России, ФСБ России,
МЧС России.
Воинские символы и традиции Вооружённых Сил Российской Федерации. Ордена Российской Федерации — знаки отличия, почётные государственные награды за особые заслуги.
Традиции, ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации. Воинский долг. Дружба и войсковое товарищество. Порядок вручения Боевого знамени воинской части и приведения
к Военной присяге (принесения обязательства).
Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации. Вручение воинской части государственной награды.
Призыв граждан на военную службу. Воинская обязанность
граждан Российской Федерации в мирное время, в период мобилизации, военного положения и в военное время. Граждане,
подлежащие (не подлежащие) призыву на военную службу,
освобождение от призыва на военную службу. Отсрочка от призыва граждан на военную службу. Сроки призыва граждан на
военную службу. Поступление на военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба.

МОДУЛЬ № 4. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Стратегия национальной безопасности Российской Феде14

Федеральная рабочая программа

рации (2021). Основные направления деятельности государства
по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Права, обязанности и ответственность гражданина в области
организации защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций (на защиту жизни, здоровья и личного имущества
в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и других).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и основные
задачи РСЧС. Функциональные и территориальные подсистемы РСЧС. Структура, основные задачи, деятельность МЧС России.
Общероссийская комплексная система информирования
и оповещения населения в местах массового пребывания людей
(ОКСИОН). Цель и задачи ОКСИОН. Режимы функционирования ОКСИОН.
Гражданская оборона и её основные задачи на современном
этапе. Подготовка населения в области гражданской обороны.
Подготовка обучаемых гражданской обороне в общеобразовательных организациях. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Составные части системы оповещения населения. Действия по сигналам гражданской обороны. Правила поведения населения в зонах химического и радиационного
загрязнения. Оказание первой помощи при поражении аварийно-химически опасными веществами. Правила поведения при
угрозе чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий. Эвакуация гражданского населения и её виды. Упреждающая и заблаговременная эвакуация. Общая и частичная эвакуация.
Средства индивидуальной защиты населения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства индивидуальной защиты кожи. Использование медицинских средств индивидуальной защиты.
Инженерная защита населения и неотложные работы в зоне
поражения. Защитные сооружения гражданской обороны. Размещение населения в защитных сооружениях.
Аварийно-спасательные работы и другие неотложные работы в зоне поражения. Задачи аварийно-спасательных и неотложных работ. Приёмы и способы выполнения спасательных
работ. Соблюдение мер безопасности при работах.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

15

МОДУЛЬ № 5. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Источники опасности в природной среде. Основные правила
безопасного поведения в лесу, в горах, на водоёмах. Ориентирование на местности. Современные средства навигации (компас, GPS). Безопасность в автономных условиях.
Чрезвычайные ситуации природного характера (геологические, гидрологические, метеорологические, природные пожары). Возможности прогнозирования и предупреждения.
Экологическая безопасность и охрана окружающей среды.
Нормы предельно допустимой концентрации вредных веществ.
Правила использования питьевой воды. Качество продуктов
питания. Правила хранения и употребления продуктов питания.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Средства защиты и предупреждения от экологических опасностей. Бытовые приборы контроля воздуха. TDS-метры (солемеры). Шумомеры. Люксметры. Бытовые дозиметры (радиометры). Бытовые нитратомеры.
Основные виды экологических знаков. Знаки, свидетельствующие об экологической чистоте товаров, а также о безопасности их для окружающей среды. Знаки, информирующие об
экологически чистых способах утилизации самого товара и его
упаковки.

МОДУЛЬ № 6. «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
И ТЕРРОРИЗМУ»
Разновидности экстремистской деятельности. Внешние
и внутренние экстремистские угрозы.
Деструктивные молодёжные субкультуры и экстремистские
объединения. Терроризм — крайняя форма экстремизма. Разновидности террористической деятельности.
Праворадикальные группировки нацистской направленности и леворадикальные сообщества. Правила безопасности, которые следует соблюдать, чтобы не попасть в сферу влияния неформальной группировки.
Ответственность граждан за участие в экстремистской и террористической деятельности. Статьи Уголовного кодекса Рос16

Федеральная рабочая программа

сийской Федерации, предусмотренные за участие в экстремистской и террористической деятельности.
Противодействие экстремизму и терроризму на государственном уровне. Национальный антитеррористический комитет
(НАК) и его предназначение. Основные задачи НАК. Федеральный оперативный штаб.
Уровни террористической опасности. Принятие решения
об установлении уровня террористической опасности. Меры
по обеспечению безопасности личности, общества и государства, которые принимаются в соответствии с установленным
уровнем террористической опасности.
Особенности проведения контртеррористических операций.
Обязанности руководителя контртеррористической операции.
Группировка сил и средств для проведения контртеррористической операции.
Экстремизм и терроризм на современном этапе. Внутренние
и внешние экстремистские угрозы. Наиболее опасные проявления экстремизма. Виды современной террористической деятельности. Терроризм, который опирается на религиозные мотивы. Терроризм на криминальной основе. Терроризм на нацио­
нальной основе. Технологический терроризм. Кибертерроризм.
Борьба с угрозой экстремистской и террористической опасности. Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность. Формирование антитеррористического поведения. Праворадикальные группировки нацистской направленности и леворадикальные сообщества.
Как не стать участником или жертвой молодёжных правои леворадикальных сообществ. Радикальный ислам — опасное
экстремистское течение. Как избежать вербовки в экстремистскую организацию.
Меры личной безопасности при вооружённом нападении на
образовательную организацию. Действия при угрозе совершения террористического акта. Обнаружение подозрительного
предмета, в котором может быть замаскировано взрывное
устройство. Безопасное поведение в толпе. Безопасное поведение при захвате в заложники.

МОДУЛЬ № 7. «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Здоровый образ жизни как средство обеспечения благополучия личности. Государственная правовая база для обеспечения
безопасности населения и формирования у него культуры безОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

17

опасности, составляющей которой является ведение здорового
образа жизни.
Систематические занятия физической культурой и спортом.
Выполнение нормативов ГТО. Основные составляющие здорового образа жизни. Главная цель здорового образа жизни — сохранение здоровья. Рациональное питание. Вредные привычки. Главное правило здорового образа жизни. Преимущества
здорового образа жизни. Способы сохранения психического
здоровья.
Репродуктивное здоровье. Факторы, оказывающие негативное влияние на репродуктивную функцию. Влияние уровня репродуктивного здоровья каждого человека и общества в целом
на демографическую ситуацию страны.
Наркотизм — одна из главных угроз общественному здоровью. Правовые основы государственной политики в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту
в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Наказания за действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами, предусмотренные в Уголовном кодексе Российской Федерации. Профилактика наркомании.
Психоактивные вещества (ПАВ). Формирование индивидуального негативного отношения к наркотикам.
Комплексы профилактики психоактивных веществ (ПАВ).
Первичная профилактика злоупотребления ПАВ. Вторичная
профилактика злоупотребления ПАВ. Третичная профилактика злоупотребления ПАВ.

МОДУЛЬ № 8. «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»
Освоение основ медицинских знаний.
Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Среда
обитания человека. Санитарно-эпидемиологическая обстановка. Карантин.
Виды неинфекционных заболеваний. Как избежать возникновения и прогрессирования неинфекционных заболеваний.
Роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний. Виды инфекционных заболеваний. Профилактика
инфекционных болезней. Вакцинация.
18

Федеральная рабочая программа

Биологическая безопасность. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Источник биолого-социальной чрезвычайной ситуации. Безопасность при возникновении биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Способы личной защиты
в случае сообщения об эпидемии. Пандемия новой коронавирусной инфекции СOVID-19. Правила профилактики коронавируса.
Первая помощь и правила её оказания. Признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой
медицинской помощи. Правила вызова скорой медицинской
помощи. Уголовная ответственность за оставление пострадавшего, находящегося в беспомощном состоянии, без возможности получения помощи.
Оказание первой помощи пострадавшему до передачи его
в руки специалистам из бригады скорой медицинской помощи.
Реанимационные мероприятия.
Первая помощь при нарушениях сердечной деятельности.
Острая сердечная недостаточность (ОСН). Неотложные мероприятия при ОСН. Первая помощь при травмах и травматическом шоке. Первая помощь при ранениях. Виды ран. Крово­
течения наружные и внутренние. Правила оказания помощи
при различных видах кровотечений. Первая помощь при
острой боли в животе, эпилепсии, ожогах. Первая помощь
при пищевых отравлениях и отравлениях угарным газом, бытовой химией, удобрениями, средствами для уничтожения
грызунов и насекомых, лекарственными препаратами и алкоголем, кислотами и щелочами.
Первая помощь при утоплении и коме. Первая помощь
при отравлении психоактивными веществами. Общие признаки отравления психоактивными веществами.
Составы аптечек для оказания первой помощи в различных
условиях.
Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.

МОДУЛЬ № 9. «ЭЛЕМЕНТЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
Строевая подготовка и воинское приветствие. Строи и управление ими. Строевая подготовка. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Оружие пехотинца и правила обращения с ним. Автомат Калашникова (АК-74). Основы и правила стрельбы. Устройство
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

19

и принцип действия ручных гранат. Ручная осколочная граната Ф-1 (оборонительная). Ручная осколочная граната РГД-5.
Действия в современном общевойсковом бою. Состав и во­
оружение мотострелкового отделения на БМП. Инженерное
оборудование позиции солдата. Одиночный окоп.
Способы передвижения в бою при действиях в пешем по­
рядке.
Средства индивидуальной защиты и оказание первой помощи в бою. Фильтрующий противогаз. Респиратор. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Табельные медицинские средства индивидуальной защиты. Первая помощь в бою. Различные способы переноски и оттаскивания раненых с поля боя.
Сооружения для защиты личного состава. Открытая щель.
Перекрытая щель. Блиндаж. Укрытия для боевой техники.
Убежища для личного состава.

20

Федеральная рабочая программа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной
и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в российском обществе правилами
и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и
проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности к осмысленному применению
принципов и правил безопасного поведения в повседневной
жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите
Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и уважительном отношении к традициям
многонационального народа Российской Федерации и к жизни
в целом.

Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила
безопасного поведения в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

21

готовность к взаимодействию с обществом и государством
в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства.

Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности,
уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и
Вооружённые силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии
и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской
славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной,
идейная убеждённость и готовность к служению и защите Оте­
чества, ответственность за его судьбу.

Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных
условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества.

22

Федеральная рабочая программа

Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного
развития и безопасного поведения в повседневной жизни.

Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию
на протяжении всей жизни.

Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических
проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

23

расширение представлений о деятельности экологической
направленности.

Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний,
современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета
ОБЖ, осознание его значения для безопасной и продуктивной
жизнедеятельности человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации
принципов безопасного поведения (способность предвидеть,
по возможности избегать, безопасно действовать в опасных,
экстремальных и чрезвычайных ситуациях).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения
учебного предмета ОБЖ, должны отражать овладение универсальными учебными действиями.

Овладение универсальными познавательными действиями
1) базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосно­
вывать их приоритет и всесторонне анализировать, разраба­
тывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для
обобщения, сравнения и классификации событий и явлений
в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения
с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме
безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных
последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
24

Федеральная рабочая программа

моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях
дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных
задач.
2) базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями
и методами в области безопасности жизнедеятельности;
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий
и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным
состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных
задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности;
переносить приобретённые знания и навыки в повседневную
жизнь.
3) работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников
разных типов при обеспечении условий информационной без­
опасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах
с учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно
выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

25

владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности и гигиены.

Овладение универсальными коммуникативными действиями
1) общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы её организации
в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения;
понимать значение социальных знаков; определять признаки
деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных
ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность
с учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого
участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс
и результат совместной работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды
в общий результат по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.

Овладение универсальными регулятивными действиями
1) самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать
оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
26

Федеральная рабочая программа

делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счёт привлечения
научно-практических знаний других предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень.
2) самоконтроль:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении; вносить
коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие
результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения.
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации; признавать право на ошибку
свою и чужую.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность
у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного пове­
дения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства. Приобретаемый опыт прояв­
ляется в понимании существующих проблем безопасности и
способности построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны обеспечивать:
сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил
безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках
опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой
среде); владение основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знание порядка действий
в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

27

сформированность представлений о важности соблюдения
правил дорожного движения всеми участниками движения,
правил безопасности на транспорте; знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике; знание о порядке действий в опасных, экстремальных
и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
знания о способах безопасного поведения в природной среде,
умение применять их на практике; знание порядка действий
при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;
владение основами медицинских знаний: владение приёмами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знание мер профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли
в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых
действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального
характера;
знания основ безопасного, конструктивного общения; умение различать опасные явления в социальном взаимодействии,
в том числе криминального характера; умение предупреждать
опасные явления и противодействовать им; сформированность
нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии;
знания о способах безопасного поведения в цифровой среде,
умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и
противодействовать им;
знание основ пожарной безопасности, умение применять их
на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
сформированность представлений об опасности и негативном
влиянии на жизнь личности, общества, государства экстремизма, терроризма; знание роли государства в противодействии
терроризму; умение различать приёмы вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность и противодейство28

Федеральная рабочая программа

вать им; знание порядка действий при объявлении разного
уровня террористической опасности; знание порядка действий
при угрозе совершения террористического акта, при совершении террористического акта, при проведении контртеррористической операции;
сформированность представлений о роли России в современном мире, угрозах военного характера, роли вооружённых сил
в обеспечении мира; знание основ обороны государства и военной службы, прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание действия при сигналах гражданской
обороны;
знание основ государственной политики в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и основных принципов организации
Единой системы предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина
в этой области;
знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних
и внутренних угроз; сформированность представлений о роли
государства, общества и личности в обеспечении безопасности.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

29

30

Федеральная рабочая программа

Опасности
вовлечения молодёжи
в противозаконную
и антиобщественную
деятельность (2 ч)

Культура
безопасности жизнедеятельности в
современном обществе
(2 ч)

Тематические блоки,
темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

.

Формирование культуры
безопасности
жизнедеятельности населения
Личностный фактор
в обеспечении безопасности
жизнедеятельности

Характеризуют публичные мероприятия.
Узнают систему согласования публичных
мероприятий.
Усваивают правила безопасности при вовлечении в публичные мероприятия.

Характеризуют опасные ситуации.
Формулируют определение понятия «культура
безопасности жизнедеятельности».
Анализируют уровни формирования культуры
безопасности жизнедеятельности.
Определяют цели предмета ОБЖ.
Анализируют роль личности в формировании
безопасного поведения.
Сравнивают понятия «опасность» и «безопасность».
Усваивают общие правила безопасности.
Различают чрезвычайные ситуации по причинам возникновения и их последствия

Модуль «Основы комплексной безопасности» (5 ч)

10 КЛАСС
(1 Ч В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 Ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ВАРИАНТ № 1

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

31

Правовые основы
подготовки
граждан к военной
службе (4 ч)

Безопасность на
транспорте (1 ч)

Знакомятся с основами транспортной
безопасности
Усваивают правила движения в различных
условиях (движение по обочине; движение
в тёмное время суток)
Правила дорожного движения, установленные
для пешехода и пассажира
Анализируют ситуации дорожного движения
и порядок действий при дорожно-транспортных
происшествиях разного характера (при
отсутствии пострадавших; с одним или
несколькими пострадавшими; при опасности
возгорания;
с большим количеством участников)

Анализируют опасности современных развлечений молодёжи.
Анализируют различные виды опасности
фейковых новостей

Законодательство Российской
Федерации об обороне
государства
Законодательство Российской
Федерации о воинской
обязанности и военной службе
Организация воинского учёта
Допризывная подготовка

Знакомятся с системой национальной безопасности России.
Объясняют структуру Вооружённых Сил
Российской Федерации и их задачи.
Усваивают систему организации обороны
страны.
Знакомятся с системой постановки на военный
учёт

Модуль «Основы обороны государства» (4 ч)

Транспортная безопасность
Правила безопасности
для участников дорожного
движения

Как не стать участником
информационной войны

32

Федеральная рабочая программа

Основные виды деятельности обучающихся

Характеризуют воинские должности.
Анализируют порядок освоения воинских
должностей.
Сравнивают обязанности различных должностей.
Характеризуют порядок подготовки офицерских
кадров

Различают воинские символы и военные ритуалы.
Анализируют нормативную базу, устанавливающую воинские символы.
Характеризуют воинские награды.
Усваивают воинские традиции

Есть такая профессия —
Родину защищать
Подготовка граждан
по военно-учётным специальностям
Организация подготовки
офицерских кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России

Воинские символы и традиции Вооружённых Сил
Российской Федерации
Традиции Вооружённых Сил
Российской Федерации
Ритуалы Вооружённых Сил
Российской Федерации

Модуль «Военно-профессиональная деятельность» (6 ч)

Основное содержание

Организация защиты
населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций (2 ч)

Основы законодательства
Российской Федерации и основные направления по организации защиты населения

Анализируют основы законодательства Российской Федерации в области защиты населения.
Характеризуют права и обязанности граждан
в области защиты населения.

Модуль «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций» (2 ч)

Воинские символы,
традиции и ритуалы
в Вооружённых Силах
Российской
Федерации (3 ч)

Выбор воинской
профессии (3 ч)

Тематические блоки,
темы

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

33

Формулируют правила защиты от чрезвычайных ситуаций

Источники опасности
в природной среде
Чрезвычайные ситуации
природного характера
Экологическая безопасность
и охрана окружающей среды
Средства защиты и предупреждения от экологических
опасностей

Изучают опасности в природной среде и основные правила поведения в природных условиях.
Изучают алгоритмы правильных действий
при защите от негативных факторов чрезвычайных ситуаций природного характера.
Изучают задачи снижения уровня загрязнения
природной среды.
Характеризуют средства защиты от экологических опасностей.
Определяют классификацию вредных веществ.
Характеризуют средства защиты от экологических опасностей

Экстремизм
и терроризм — угрозы
обществу и каждому
человеку (2 ч)

Сущность явлений экстремизма и терроризма
Противодействие экстремизму
и терроризму и ответственность граждан в этой
области

Характеризуют экстремистскую и террористическую деятельность.
Характеризуют виды современной террористической деятельности.
Вырабатывают негативное отношение к деструктивным сообществам.
Формируют нетерпимое отношение к любым
проявлениям насилия

Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму» (4 ч)

Основные правила
безопасного
поведения на природе
и экологическая
безопасность (4 ч)

Модуль «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность» (4 ч)

от опасных и чрезвычайных
ситуаций
Права, обязанности и
ответственность гражданина
в области организации защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций

34

Федеральная рабочая программа

Характеризуют государственную систему
противодействия экстремизму и терроризму.
Анализируют действие государства при угрозе
террористического акта.
Определяют уровни террористической опасности.
Анализируют порядок контртеррористической
операции

Основные виды деятельности обучающихся

Основы законодательства
Российской Федерации в области формирования здорового
образа жизни
Преимущества здорового
образа жизни

Характеризуют систему правовой регламентации здорового образа жизни.
Объясняют преимущества здорового образа
жизни.
Характеризуют значение репродуктивного
здоровья для благополучия человека

Модуль «Основы здорового образа жизни» (2 ч)

Общегосударственное
противодействие экстремизму
и терроризму
Деятельность государства при
реальной угрозе террористической опасности

Основное содержание

Освоение
основ
медицинских
знаний (3 ч)

.

Формулируют понятия, характеризующие
санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Усваивают права и обязанности граждан
в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Характеризуют инфекционные и неинфекционные заболевания.

Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» (3 ч)

Здоровый образ
жизни как средство
обеспечения
благополучия личности (2 ч)

Противодействие
экстремизму
и терроризму (2 ч)

Тематические блоки,
темы

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

35

Итого: 34 ч

Основы военной
службы (4 ч)

Определяют санитарно-эпидемиологическую
чрезвычайную ситуацию.
Усваивают правила безопасного поведения
в условиях санитарно-эпидемиологической
чрезвычайной ситуации

Строевая подготовка
и воинское приветствие
Оружие пехотинца и пра-вила
обращения с ним
Действия в современном
общевойсковом бою
Средства индивидуальной
защиты и оказание первой
помощи в бою

Характеризуют элементы военной подготовки.
Характеризуют вооружение пехотинца.
Анализируют действия военнослужащего в бою.
Характеризуют инженерное оборудование
позиции.
Анализируют поведение в условиях военных
действий.
Объясняют порядок оказания первой помощи
в бою

Модуль «Элементы начальной военной подготовки» (4 ч)

Безопасность при возникновении биолого-социальных
чрезвычайных ситуаций

36

Федеральная рабочая программа

Безопасное
поведение в бытовых
ситуациях (2 ч)

Безопасное поведение
на различных видах
транспорта (3 ч)

Тематические блоки,
темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Характеризуют современные индивидуальные
средства передвижения.
Формулируют правила безопасности при пользовании индивидуальными средствами передвижения.
Объясняют предназначение дорожных знаков.
Характеризуют сигнальную разметку на дороге.
Усваивают правила дорожного движения,
установленные для водителей велосипедов,
мопедов, мотоциклов.
Характеризуют правила безопасного поведения
на различных видах транспорта
Характеризуют источники опасности в быту.
Характеризуют причины возникновения пожаров.
Объясняют причины и опасность пожара в жилищах.
Характеризуют опасные факторы пожаров
(в том числе взрывы бытового газа).
Характеризуют правила поведения и действия
при пожаре.

Безопасность при использовании современных средств
индивидуального передвижения
Предназначение дорожных
знаков и сигнальной разметки
Правила безопасного поведения
на железнодорожном
транспорте, на воздушном
и водном транспорте

Чтобы не было пожаров
Средства бытовой химии
Правила обращения с ними
и хранение
Аварии на коммунальных
системах жизнеобеспечения

Модуль «Основы комплексной безопасности» (11 ч)

11 КЛАСС
(1 Ч В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 Ч)

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

37

Определяют понятия, характеризующие сферу
информационных технологий.
Характеризуют нормативные документы,
регламентирующие информационную безопасность.
Характеризуют правила финансовой безопасности.
Характеризуют защиту прав потребителей
при совершении покупок
Узнают порядок действий при риске возникновения давки в толпе.
Характеризуют эмоциональное заражение
в толпе, способы самопомощи.
Анализируют правила безопасного поведения
при проявлении агрессии.
Анализируют криминальные ситуации в общественных местах.
Узнают порядок действий в случаях, когда
потерялся человек (ребёнок; взрослый; пожилой
человек; человек с ментальными расстройст­
вами).
Усваивают порядок действий в ситуации обнаружения потерявшегося человека

Основные правила информационной безопасности
Основные правила финансовой
безопасности
Защита прав потребителя, в том
числе при совершении покупок
в Интернете

Правила безопасного
поведения в общественных
местах
Порядок действий при
попадании в опасную ситуацию

Информационная
и финансовая
безопасность (2 ч)

Безопасное
поведение в общественных местах (2 ч)

Определяют понятие электробезопасности.
Характеризуют меры профилактики пожаров.
Характеризуют права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.
Характеризуют правила обращения со средствами бытовой химии

38

Федеральная рабочая программа

Основные виды деятельности обучающихся
Характеризуют стадии развития конфликта.
Анализируют конфликты в межличностном
общении и конфликты в малой группе.
Узнают способы воздействия на человека в большой группе (эмоциональное заражение, внушение, подражание).
Усваивают способы поведения в конфликте
и способы разрешения конфликтных ситуаций.
Анализируют способы противодействия буллингу и проявлению насилия.
Формируют нетерпимость к проявлениям
насилия в социальном взаимодействии

Основное содержание

Стадии развития конфликтных
ситуаций
Факторы, способствующие и
препятствующие эскалации
конфликта

Система
государственной
защиты населения
(2 ч)

Составляющие государственной
системы по защите населения
от опасных и чрезвычайных
ситуаций
Прогнозирование и мониторинг
чрезвычайных ситуаций

Характеризуют системы РСЧС, ОКСИОН,
МЧС России.
Анализируют структуру РСЧС.
Формулируют задачи системы РСЧС.
Усваивают задачи системы ОКСИОН.
Характеризуют деятельность МЧС Российской
Федерации.
Определяют особенности прогнозирования
чрезвычайных ситуаций.
Обосновывают необходимость мониторинга
чрезвычайных ситуаций

Модуль «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций» (4 ч)

Безопасность
в социуме (2 ч)

Тематические блоки,
темы

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

39

Гражданская оборона и её
основные задачи на современном этапе
Инженерная защита населения
и неотложные работы в зоне
поражения

Определяют гражданскую оборону как систему
мероприятий по защите населения в военное
время.
Объясняют задачи подготовки граждан в области гражданской обороны.
Характеризуют систему оповещения населения
о чрезвычайных ситуациях.
Узнают правила поведения при угрозе чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении
военных действий.
Характеризуют систему эвакуации населения

Характеризуют нормативную базу, регулирующую борьбу с терроризмом и экстремизмом.
Анализируют внешние и внутренние экстремистские угрозы.
Характеризуют формы террористической
деятельности.
Анализируют формы противодействия терро­
ризму
Характеризуют деструктивные сообщества
экстремистской направленности.
Объясняют, как избежать вовлечения в деструктивные сообщества.
Вырабатывают основы антитеррористического
поведения.
Усваивают правила безопасного поведения
при угрозе террористического акта

Нормативно-правовые
документы, регулирующие борьбу с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации
Особенности и виды
экстремистской и террористической деятельности

Способы противодействия
вовлечению в экстремистскую
и террористическую деятельность
Рекомендации по безопасному
поведению при угрозе и
в случае проведения террористического акта

Экстремизм
и терроризм на современном этапе (2 ч)

Борьба
с угрозой экстремистской и террористической опасности (2 ч)

Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму» (4 ч)

Гражданская оборона
(2 ч)

40

Федеральная рабочая программа

Вооружён-ные Силы
Российской
Федерации — гарант

Первая помощь
и правила её
оказания (3 ч)

Основные виды деятельности обучающихся

Основы законодательства
Российской Федерации в сфере
борьбы с наркотизмом
Профилактика наркомании

Определяют наркотизм как опасное социальное
явление.
Характеризуют законодательную систему,
регламентирующую борьбу государства с наркотизмом.
Определяют уровни профилактики наркотизма.
Меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья

Модуль «Основы здорового образа жизни» (2 ч)

Основное содержание

Определяют понятие первой помощи.
Характеризуют действия, требующие оказания
первой помощи.
Характеризуют неотложные состояния, требующие оказания первой помощи.
Объясняют порядок оказания первой помощи
при неотложных состояниях.
Характеризуют виды транспортировки пострадавших

.

Усваивают историю создания армии в России.
Усваивают знания о Днях воинской славы
в России.

Модуль «Основы обороны государства» (8 ч)

Оказание первой помощи —
залог спасения жизни
и здоровья пострадавших
Первая помощь при различных
неотложных состояниях
Правила и способы переноски
(транспортировки) пострадавших

Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» (3 ч)

Наркотизм — одна
из главных угроз
общественному
здоровью (2 ч)

Тематические блоки,
темы

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

41

обеспечения
национальной
безопасности
Российской
Федерации (8 ч)

Дни воинской славы
(победные дни) России
Стратегические национальные
приоритеты и источники угроз
Национальная безопасность
и военная политика Российской
Федерации
Структура Вооружённых Сил
Российской Федерации
Виды Вооружённых Сил
Российской Федерации
Отдельные рода Вооружённых
Сил Российской Федерации
Воинские должности
и звания в Вооружённых Силах
Российской Федерации
Военная форма одежды
и знаки различия военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации
Развитие Вооружённых Сил
Российской Федерации
Модернизация вооружения,
военной и специальной техники
в Вооружённых Силах
Российской Федерации

Характеризуют законодательную базу, регулирующую порядок установления памятных дат
и порядок проведения празднования.
Анализируют государственную политику
в сфере национальной безопасности.
Анализируют гибридные войны и способы
противодействия им.
Характеризуют цели и задачи Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Определяют оборону страны как важнейший
приоритет.
Определяют понятие военной политики государства.
Объясняют роль страны в решении международных конфликтов.
Характеризуют структуру Вооружённых Сил
Российской Федерации.
Характеризуют структуру Министерства обороны Российской Федерации.
Характеризуют виды Вооружённых Сил.
Характеризуют рода Вооружённых Сил.
Усваивают воинские должности и звания.
Определяют понятие военной формы одежды.
Характеризуют виды военной формы.
Характеризуют современное состояние Вооружённых Сил и тенденции развития

42

Федеральная рабочая программа

Итого: 34 ч

Основы военной
службы (2 ч)

Тематические блоки,
темы

Основные виды деятельности обучающихся

Призыв граждан на военную
службу
Поступление на военную
службу по контракту
Альтернативная гражданская
служба

Определяют воинскую обязанность граждан
России.
Характеризуют порядок призыва на военную
службу.
Объясняют порядок освобождения от военной
службы.
Характеризуют порядок альтернативной гражданской службы.
Анализируют порядок военной службы по
контракту

Модуль «Военно-профессиональная деятельность» (2 ч)

Основное содержание

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

43

Характеристика основных видов
деятельности учащихся

Изучить принципы организации строя
и управления им.
Понимать значение воинского приветствия.
Освоить выход из строя и возвращение
в строй.
Освоить подход к начальнику и отход от
него.
Изучить строи отделения
Характеризовать назначение, боевые
свойства и общее устройство автомата
Калашникова.
Освоить неполную разборку и сборку
автомата Калашникова, а также чистку
и смазку.
Изучить меры безопасности при проведении боевых стрельб и при обращении
с оружием.

1. Строи и управление ими.
2. Строевые приёмы и движение без
оружия.
3. Выполнение воинского приветствия
без оружия на месте и в движении.
4. Выход из строя и возвращение
в строй.
5. Подход к начальнику и отход от него.
6. Строи отделения

7. Назначение, боевые свойства
и общее устройство автомата Калашникова.
8. Работа частей и механизмов автомата
Калашникова при стрельбе.
9. Неполная разборка и сборка автомата
Калашникова для чистки и смазки.
10. Меры безопасности при обращении
с автоматом Калашникова и патронами

2. Огневая подготовка
(8 ч)

Модуль «Элементы начальной военной подготовки»

Содержание темы

1. Строевая подготовка (6 ч)

Тема

10 КЛАСС
(5 ДНЕЙ, ВСЕГО 35 Ч)

УЧЕБНЫЕ СБОРЫ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

44

Федеральная рабочая программа

Изучить особенности современного
общевойскового боя.
Изучить основные обязанности солдата
в бою.
Знать и объяснять основные приёмы
передвижения в бою.
Усвоить значение знаний топографии
для успешного ведения боя.
Характеризовать основные сигналы оповещения и взаимодействие по сигналам.
Тренироваться по оказанию первой
помощи в бою, освоить способы выноса
раненого из боя
Отрабатывать упражнения из области
гимнастической и атлетической подготовки.

15. Современный общевойсковой бой.
16. Инженерное оборудование позиции
рядового бойца.
17. Способы передвижения в бою
при действиях в пешем порядке.
18. Элементы военной топографии.
19. Действия по сигналам оповещения.
20. Оказание первой помощи в бою.
21. Способы выноса раненого с поля боя

22. Гимнастика и атлетическая подготовка.
23. Преодоление препятствий.

3. Тактическая подготовка (7 ч)

4. Физическая подготовка (6 ч)

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
Отрабатывать приёмы ведения огня
из автомата Калашникова.
Усвоить устройство и поражающие
факторы ручной осколочной гранаты.
Усвоить требования безопасности при
отработке обращения с ручными осколочными гранатами

Содержание темы

в повседневной жизнедеятельности
и при проведении стрельб.
11. Основы и правила стрельбы.
12. Ведение огня из автомата Калашникова.
13. Ручные осколочные гранаты.
14. Меры безопасности при обращении
с ручными осколочными гранатами

Тема

Продолжение

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

45

5. Военно-медицинская подготовка (8 ч)

Отрабатывать преодоление полосы
препятствий, ускоренное передвижение,
элементы лёгкой атлетики.
Отработка необходимых физических
качеств (силы, быстроты, выносливости)

Отрабатывать возможности использования комплекта индивидуальной медицинской гражданской защиты при
оказании первой помощи.
Характеризовать основные свойства
средств индивидуальной защиты
и правила их использования (противогаза и респиратора).
Знать назначение и правила использования общевойскового защитного комплекта и лёгкого защитного костюма.
Тренировать в оказании первой помощи
при кровотечении, при ранениях
верхних и нижних конечностей.
Освоить правила действия в условиях
радиационного загрязнения окружающей среды

24. Ускоренное передвижение, лёгкая
атлетика.
25. Комплексное учебно-тренировочное
занятие.
26. Комплексное учебно-тренировочное
занятие.
27. Комплексное учебно-тренировочное
занятие

28. Комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты КИМГЗ
и использование его средств по назначению.
29. Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования
средств индивидуальной защиты
(противогаза и респиратора).
30. Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования
средств индивидуальной защиты
(общевойскового защитного комплекта
(ОЗК) и лёгкого защитного костюма
(Л-1)).
31. Правила оказания первой помощи
при ранениях.
32. Правила оказания первой помощи
при ранениях верхних и нижних
конечностей.
33. Способы действий личного состава
Вооружённых Сил Российской Федерации в условиях радиационного загрязне-

46

Федеральная рабочая программа

Итого: 35 ч

Тема

ния, химического и биологического
заражения окружающей среды.
34. Практическое занятие.
35. Практическое занятие

Содержание темы

Характеристика основных видов
деятельности учащихся

Окончание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».