Школьная служба медиации (примирения) это:
1. Разрешение конфликтов
силами самой школы.
2. Изменение традиций
реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика
школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление
и волонтерское движение подростков школы.
Из средств массовой информации мы часто слышим о случаях проявления
жестокости ребят по отношению друг к другу, к учителям. В чем причина таких
проявлений? Почему наши дети вдруг стали такими жестокими? Как защититься от
насилия внутри самой школы? Найти причину конфликта; разобраться, кто прав, а
кто виноват; наказать виновного – вот основные способы разрешения конфликтных
ситуаций.
Реагирование на конфликтные и криминальные ситуации, которое практикуется
педагогами, школьной администрацией, педсоветами или школьными советами по
профилактике правонарушений, зачастую имеет обвинительный и карательный
характер. При таком отношении мотивацией к соблюдению социальных норм у детей
становится не «стремление к…» позитивным целям, а «убегание от…» наказания,
страх.
В этих способах либо не
происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо
решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них.
В результате школьники не осваивают конструктивные
способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни
они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно
настроенных людей.
Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку
только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя
ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в
подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который не
судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает.
Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и
понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а
также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать
повторения подобного в будущем.
Словом, речь идет о внедрении в школьную практику альтернативного способа
разрешения конфликтных и криминальных ситуаций - «Школьных служб примирения», в
которых работают подготовленные педагоги и учащиеся.
Цель работы школьной службы примирения: содействие профилактике правонарушений
и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на
основе принципов восстановительного правосудия.
Задачи:
- проводить примирительные
программы по возникающим конфликтам в школе;
- научить детей общаться друг с
другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
- популяризировать деятельность
ШСП среди педагогов и родителей.
Работа школьной службы примирения выстраивается следующим образом:
1.От учителей, учащихся, очевидцев конфликта поступает информация о
конфликте;
2.Руководитель службы анализирует полученную информацию, отбирает случаи,
распределяет проведение программ между участниками ШСП, в сложных случаях
проводит восстановительные программы;
3.Руководитель совместно с ребятами анализирует итоги проведенной
программы, готовит отчетную документацию по случаю.
Миссия ШСМ:
1. Создается альтернативный
путь разрешения конфликтов
- 2. Конфликт превращается в
конструктивный процесс
- 3. Приобретаются навыки
активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения
• 4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых
- 5. Развивается чувство
ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство
личной значимости.