Уважаемые коллеги!
В
условиях сложной эпидемиологической обстановки дети с ограниченными
возможностями здоровья, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее – ОВЗ) требуют особенного внимания.
В
связи с этим Министерством Просвещения России был принят ряд документов, регламентирующих
образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ в период карантина.
- Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104
«Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих
образовательные программы начального общего, основного общего и среднего
общего образования, образовательные программы среднего профессионального
образования, соответствующего дополнительного профессионального
образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской
Федерации»;
- Письмо
Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2020 года №
1Д-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
- Письмо
Министерства просвещения Российской Федерации от 27 марта 2020 г.
№ВБ-717/04 «О направлении перечня решений по итогам совещания»;
- Письмо
Министерства Просвещения РФ №07-2395 от 25.03.2020 "О деятельности
ПМПК в связи с распространением Covid - 19", регулирующий
порядок деятельности центральных и территориальных
психолого-медико-педагогических комиссий (ссылка на ресурс: https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2020/03/07-2395.pdf )
- Рекомендации от
30.03.2020 № б/н «Дистанционное обучение детей с ЗПР. Рекомендации
родителям детей с ЗПР по созданию условий для дистанционной формы обучения
ребенка».
Все
документы размещены на сайте ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития
образования https://kiro-karelia.ru/institute/news/distancionnoe-obuchenie-shkolnikov
Основные электронные
образовательные ресурсы
Официальный сайт Института коррекционной педагогики
Российской академии образования, в разделе
«Мероприятия» представляет электронный ресурс «Дистанционное обучение
детей с ОВЗ», https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz, с
возможностью обратной связи для обучающихся с ОВЗ и их родителей, а так же
учителей-предметников и специалистов, организующих образовательную деятельность
в современных условиях. Данный ресурс представляет практические
рекомендации для
дефектологов и педагогов начального и основного образования, работающих с
различными категориями обучающихся с ОВЗ:
- методические
рекомендации по реализации образовательной программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на
начальной ступени образования, https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz ;
- методические
рекомендации по организации дистанционного обучения детей с ЗПР на
начальной и основной ступени обучения, https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz;
- рекомендации
для педагогов по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2020/03/Zakrepina-Metod-rekomend-25.3.20.pdf
- советы
педагогам – дефектологам по реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1, вариант 2) с использованием дистанционных
технологий, https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz ;
- методические
рекомендации по организации дистанционного образования обучающихся с нарушениями
опорно–двигательного аппарата, https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz;
- методические
рекомендации по организации учителем – дефектологом (сурдопедагогом)
дистанционного обучения глухих
обучающихся, https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz;
Педагогам – психологам,
сопровождающим детей с ОВЗ,
предложены следующие электронные ресурсы (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz) :
- памятка для
педагогов – психологов по организации сопровождения обучающихся с расстройствами
аутистического спектра в условиях перехода на
обучение в дистанционном режиме;
- особенности
реализации коррекционно-развивающей области для обучающихся с ЗПР в
условиях перехода на обучение в дистанционном режиме;
- психолого-педагогическая
поддержка социализации ребенка
с аутизмом в условиях дистанционного обучения:
общение в виртуальных сообществах.
- психологические
приемы активизации внимания и познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ
(с интеллектуальными
нарушениями) в процессе дистанционного обучения;
Для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями
здоровья (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/),
предложены интересные обучающие вебинары, мастер – классы для проведения
занятий и досуга с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста в домашних
условиях. Можно вместе с детьми смотреть и выполнять различные задания.
Дополнительные электронные
образовательные ресурсы
- «Городской
Психолого-Педагогический Центр Департамента образования и науки г.
Москвы», https://gppc.ru/dl/, предлагает интересные
интерактивные ресурсы для организации дистанционных занятий для детей с
ОВЗ.
- Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов для детей с ОВЗ http://school-collection.edu.ru/collection/
- Образовательный
вебинар «Равные возможности с технологиями Microsoft» https://gppc.ru/wp-content/uploads/2020/02/Dostupnaya-sreda-i-ravnye-vozmozhnosti-s-instrumentami-Microsoft-.pdf
- Видео уроки для
детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовленные командами
специалистов в области прикладного анализа поведения ресурсных классов
школ ГБОУ №1574 и ГБОУ №1367, г.Москва. Уроки по творчеству, кулинарии,
домоводству, адаптивной физкультуре, окружающему миру, музыке.
Продолжительность уроков от 3 до 15 минут. Под видео есть перечень
необходимых материалов для каждого занятия.
1) https://www.youtube.com/channel/UCI-UC4Un8FfEX4WW2PskUIQ/videos
2) https://www.youtube.com/channel/UCms72VH9jPemM8128qZPQvA/video
Данные
ресурсы могут помочь детям и родителям разнообразить досуг во время
самоизоляции. Педагоги могут взять на заметку идеи организации занятий.