Методические-рекомендации-по-переходу-на-ФООП

Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования и социальных технологий»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ПЕРЕХОДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОСНОВНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ

Курган
2023

УДК 37.1
ББК 74.20
М54
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО
ИРОСТ. Протокол от 30.01.2023 г. №1
Рецензенты:
Криволапова Нина Анатольевна,
д.п.н., профессор, Заслуженный учитель Российской Федерации,
проректор по развитию дополнительного, профессионального образования и
воспитанию КГАУ ДПО «Камчатский ИРО»;
Древницкая Наталья Леонидовна,
директор МБОУ г. Кургана «Гимназия №31», к.п.н.

М54

Методические материалы по переходу образовательных организаций
на федеральные основные образовательные программы общего образования / авт.-сост. В.Д. Ячменев. – Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2023. – 34 с.

Методические материалы по переходу образовательных организаций
на федеральные основные образовательные программы общего образования предназначены для руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций общего образования. Целью представленных
материалов является рассмотрение основных вопросов введения ФООП с
1 сентября 2023 года.

УДК 37.1
ББК 74.20

©ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2023
©Ячменев В.Д., 2023

Введение
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, в соответствии с частью 65 статьи 12 Федерального закона
от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон № 273-ФЗ) утверждены федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования
(далее соответственно – ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО).
О разработке и утверждении основных общеобразовательных программ
Опубликован закон, который меняет концепцию разработки программ
общего образования и издания учебников и пособий. Федеральным законом
от 24.09.2022 г. №371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и ст. 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №371-ФЗ) введено понятие «федеральная основная общеобразовательная программа». Этим же документом введены единые для Российской Федерации федеральные основные общеобразовательные программы (далее –
ФООП), которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России.
При этом согласно статьям 1, 2 Федерального закона №371-ФЗ термин «примерные программы» на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из Федерального закона №273-ФЗ.
Минпросвещения России приказами от 16.11.2022 г. №992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России от 22.12.2022 г. №71762,
от 16.11.2022 г. №993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
22.12.2022 г., №71764 и от 23.11.2022 г. №1014 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрировано
в Минюсте России 22.12.2022 г., №71763) утвердило федеральные образовательные программы (далее – ФОП) для всех уровней общего образования. Несмотря на то, что в Федеральном законе №273-ФЗ программы называются федеральными основными образовательными (ФООП), ведомство использует
название «федеральная образовательная программа» и аббревиатуру ФОП.
Можно считать, что понятия ФООП и ФОП – синонимы. ФОП разработаны
в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных программ (далее – ФООП), утвержденным приказом
Минпросвещения России от 30 сентября 2022 г. № 8745. Они заменили примерные ООП и рабочие программы. Теперь все организации, которые реализуют аккредитованные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также программы дошкольного образования, должны применять ФООП. Иными словами, все примерные ООП – заменять на федеральные ООП. К сентябрю 2023 года все образовательные организации
должны обновить свои ООП под требования ФООП.
3

Структура и содержание ФООП
С 2023-2024 учебного года вместо примерных ООП нужно применять федеральные программы. Программы устанавливают обязательные требования,
включают федеральные документы: учебные планы, план внеурочной деятельности, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов,
программу воспитания и др. Образовательные организации не позднее
01.09.2023 г. должны привести свои программы в соответствие с ФООП (Федеральный закон от 24.09.2022 г. №371-ФЗ). Таким образом, ФООП будут обязательными абсолютно для всех образовательных организаций – неважно, государственные они или частные. При этом образовательные организации могут
разрабатывать собственные образовательные программы. Главное, чтобы их
содержание и планируемые результаты были не ниже уровня, который указан
в ФООП. Каждая образовательная организация также может перераспределить
время, которое выделяет федеральный учебный план на предметы, по которым
обучающиеся не сдают ОГЭ или ЕГЭ, чтобы организовать углубленное изучение отдельных предметов или профильное обучение (Федеральный закон
от 24.09.2022 г. №371-ФЗ).
Перейти на ФООП необходимо с 01.09.2023 г. (Федеральный закон
от 24.09.2022 г. №371-ФЗ). До этого предстоит привести в соответствие с ФООП все образовательные программы; включить в ООП всех уровней образования обязательную учебно-методическую документацию:
 федеральные учебные планы;
 федеральный план внеурочной деятельности;
 федеральный календарный учебный график;
 федеральный календарный план воспитательной работы;
 федеральную рабочую программу воспитания;
 федеральные рабочие программы учебных предметов.
В 2023-2024 учебном году только 11 классы могут доучиваться по старой
программе без учета федеральных ООП. Минпросвещения в приказе
от 23.11.2022 г. №1014 сделало исключение для выпускников 11 классов, чтобы
они могли без кардинальных изменений в программе завершить обучение.
При этом у школ в любом случае остается право изменить программу для таких
учеников под ФООП.
ФООП (как и ПООП) состоят из трех разделов: целевого, содержательного и организационного, что соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) к структуре основной
образовательной программы.
Структуру и содержание ФООП рассмотрим в сравнении с примерной
основной образовательной программой (ПООП).

4

Раздел ООП
Планируемые результаты

Рабочие программы учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной
деятельности),
учебных модулей

ФООП (ФОП)
Целевой раздел
Не дают готовых формулировок планируемых результатов. В разделе представлена общая характеристика
планируемых результатов.
Школа формулирует личностные, метапредметные и
предметные результаты самостоятельно на основе
ФГОС уровня образования
в соответствии с ФООП
(п. 6.1 ст. 1 Федерального
закона от 24.09.2022 г.
№371-ФЗ).
Планируемые результаты
в ООП должны быть не
ниже планируемых результатов ФООП (п. 6.2 ст. 1
Федерального
закона
от 24.09.2022 г. №371-ФЗ)

В содержательном разделе
ФООП планируемые результаты прописаны только
в федеральных рабочих
программах. Для уровня
НОО по трем учебным
предметам:
«Русский
язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир».
Для уровней ООО и СОО –
по шести учебным предметам: «Русский язык», «Литература»,
«История»,
«Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предметные
результаты
разделены
на
классы
по уровням образования
Содержательный раздел
Содержат федеральные рабочие программы учебных
предметов. Включают рабочие программы только
по нескольким учебным
предметам. Для уровня
5

ПООП
Не дают готовых формулировок планируемых результатов.
В разделе представлена общая
характеристика планируемых
результатов. Школа формулирует личностные, метапредметные и предметные результаты самостоятельно на основе ФГОС уровня образования
и с учетом ПООП

Планируемые результаты прописаны в содержательном разделе ПООП по каждому учебному предмету. Содержат
личностные, метапредметные
и предметные результаты.
Предметные результаты разделены на классы по уровням
образования
Образовательная организация
формулирует личностные, метапредметные и предметные
результаты
самостоятельно
на основе ФГОС уровня образования и с учетом ПООП

Содержат примерные рабочие
программы по всем учебным
предметам, которые обязательны
для
изучения
на уровне образования

НОО по трем учебным
предметам:
«Русский
язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир».
Для уровней ООО и СОО –
по шести учебным предметам: «Русский язык», «Литература»,
«История»,
«Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности»
Одно из нововведений –
модуль «Элементы начальной военной подготовки»
в федеральной рабочей
программе
по
ОБЖ
для уровня СОО. Его предлагают в одном из вариантов содержания предмета.
Модуль предполагает, что
старшеклассники
будут
изучать строевую подготовку, правила обращения
с оружием, действия и способы передвижения в бою,
средства индивидуальной
защиты и сооружения для
защиты личного состава
Программа
формирова- ФООП всех уровней обра- ПООП НОО и ООО включают
зования содержат програм- примерные программы форния/развития УУД
мы формирования УУД
мирования УУД.
В ПООП СОО – примерная
программа развития УУД
В программах описываются
взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов, а также особенности
реализации
основных
направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности
Рабочая программа воспи- В ФООП всех уровней обу- В ПООП всех уровней образочения содержится феде- вания – примерные програмтания
ральная рабочая программа мы воспитания в соответствии
воспитания, которая соот- с ФГОС уровня образования
ветствует
обновленной
примерной рабочей программе воспитания
Организационный раздел
ФООП всех уровней обра- В ПООП всех уровней вклюУчебный план
зования содержат несколь- чены варианты примерных
ко вариантов федеральных учебных планов
учебных планов
6

В ФООП НОО включили
пять вариантов федеральных
учебных
планов,
в ФООП ООО – шесть вариантов. В ФООП СОО –
19 вариантов федеральных
учебных планов по профилям обучения

План внеурочной деятель- ФООП на уровнях НОО и
ности
ООО содержат описание
направлений федеральных
планов внеурочной деятельности.
Конкретной
формы плана и примерного
распределения часов нет.
Дополнительно
ФООП
НОО предлагает перечень
курсов внеурочной деятельности по направлениям, описание которых содержит название курсов,
формулировку цели и указание формы организации
Федеральный план внеурочной деятельности на
уровне СОО в проекте
ФООП модифицируется в
соответствии с профилями
обучения. Инвариантный
компонент плана внеурочной деятельности одинаков
и обязателен для всех профилей, а вариативный компонент прописывается по
отдельным профилям. При
этом ФООП описывает
внеурочную деятельность
по полугодиям и каникулярным периодам для 10 и
11 классов по профилям
Календарный учебный гра- Федеральные календарные
фик
учебные графики в программах всех уровней образования конкретизированы.
7

В ПООП НОО – пять вариантов примерных учебных планов.
В ПООП ООО – шесть вариантов примерных учебных
планов.
ПООП СОО содержит восемь
вариантов примерных учебных планов:
 по одному варианту для
технологического, естественно-научного,
социальноэкономического и гуманитарного профилей;
 четыре варианта для универсального профиля
ПООП всех уровней содержат
примерные планы внеурочной
деятельности.
Конкретных форм плана и
распределения часов нет.
В примерных планах прописаны направления и формы внеурочной деятельности для
каждого уровня образования

ПООП не содержат конкретной формы календарного
учебного графика, только его
описание

КУГ
представлены
по
учебным четвертям. Однако
школам оставили право организовать учебный год
по триместрам

ФООП не содержат конкретной формы федерального календарного учебного графика, только его описание. В описании указаны
конкретные сроки начала и
окончания учебного года
для всех уровней образования: это 1 сентября и 20
мая. Если на 1 сентября
приходится выходной день,
то учебный год начинается
в
первый,
следующий
за ним рабочий день. Если
выходной выпадает на 20
мая, то учебный год заканчивается в предыдущий
день. Для 9 и 11 классов
окончание учебного года
определяется
графиком
ГИА
Также зафиксировали продолжительность учебных
четвертей и каникул для
всех уровней образования.
В начальной школе закрепили неделю дополнительных каникул для первоклассников. Ранее это регламентировали только санитарные
требования
(п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20,
таблица
6.6
СанПиН
1.2.3685-21)
Календарный план воспи- Федеральный календарный
тательной работы
план воспитательной работы содержит единый для
всех школ перечень основных государственных и
народных праздников, памятных дат
Образовательная организация вправе проводить иные
мероприятия. Главное, что8

В описании указано, что календарный учебный график
реализации ООП образовательная организация составляет самостоятельно с учетом
требований санитарных правил и мнения участников образовательных отношений
График составляется с учетом
системы организации учебного года: четвертной, триместровой, биместровой, модульной и др.

В ПООП приведена примерная
структура плана. Возможно
построение плана по основным
направлениям
воспитания,
по календарным периодам –
месяцам, четвертям, триместрам – или в иной форме

бы они соответствовали
федеральной рабочей программе воспитания и ключевым направлениям воспитания и дополнительного
образования детей
Федеральный календарный
план воспитательной работы может быть реализован
в рамках урочной и внеурочной деятельности

Переход на ФООП
Чтобы осуществить переход на ФООП, необходимо последовательно выполнить несколько шагов:
1. Изучить законодательство и новые учебно-методические документы.
2. Составить план перехода на ФООП.
3. Создать рабочую группу.
4. Составить проект новых общеобразовательных программ в соответствии с федеральными ООП.
5. Проконтролировать, как рабочая группа соблюдает требования ФООП.
6. Подготовить педагогов к переходу на новые требования; ознакомить
с изменениями родителей.
7. Издать приказ об утверждении новых ООП.
На первом этапе необходимо изучить новое законодательство: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями, которые
обязывают школы работать по ФООП, Федеральный закон от 24.09.2022 г.
№371-ФЗ, а также сами федеральные программы с учебно-методическими материалами. Минпросвещения России их разработало и опубликовало на официальном сайте.
Второй этап – определить перечень работ по переходу на ФООП в образовательной организации. Для этого составляют дорожную карту. В ней прописывают все этапы перехода. Самый удобный вариант – в виде таблицы, где указываются направления работы, мероприятия, сроки исполнения, ответственные
исполнители, планируемые результаты. Работа ведется по нескольким направлениям: организационные мероприятия; нормативно-правовая работа; работа
с кадрами; методическое обеспечение; информационное обеспечение; финансовое обеспечение (приложение 1).
Для каждого мероприятия отметьте контрольные сроки и назначьте ответственных. Отдельно сделайте колонку для планируемых результатов, которые хотите получить после мероприятия. Это может быть как отдельный документ, так и пакет документов. Например, пакет методических материалов
по теме реализации ООП в соответствии с ФООП. Утвердите дорожную карту
приказом.
Третий этап – создание рабочей группы, которая будет реализовывать мероприятия из дорожной карты по переходу на ФООП. В состав рабочей группы
9

чаще всего входят директор образовательной организации, заместители директора. При необходимости можно включить работников библиотеки, руководителей ШМО, педагога-психолога, учителей-предметников. Можно создать одну
рабочую группу, которая будет приводить в соответствие с ФООП программы
всех уровней общего образования. Другой вариант: организовать работу трех
групп – отдельно для каждого уровня общего образования, но возглавляет рабочую группу директор. Другие члены группы – ответственные за определенный раздел дорожной карты. В таблице 1 представлено примерное распределение ответственных.
Таблица 1

Примерное распределение ответственности должностных лиц
за определенный раздел дорожной карты
Раздел дорожной карты
Организационное обеспечение

Ответственный
Заместители директора по УВР и ВР, заведующий
школьной библиотекой, педагог-психолог, педагогипредметники, классные руководители
Нормативное обеспечение
Заместители директора по УВР и ВР, заведующий
школьной библиотекой, педагог-психолог, педагогипредметники, классные руководители
Методическое обеспечение
Заместители директора по УВР и ВР, руководители
ШМО, заведующий школьной библиотекой
Кадровое обеспечение
Заместители директора по УВР и ВР, руководители
ШМО
Информационное обеспечение
Системный программист, учитель информатики
Материально-техническое обеспе- Директор, заместитель директора по АХР
чение
Финансовое обеспечение
Директор, заместитель директора по АХР

Состав рабочей группы утверждает в приказном порядке руководитель.
Этим же приказом утверждают и само положение о рабочей группе (приложение 2).
Четвертый этап – подготовка основных общеобразовательных программ
для каждого уровня образования в соответствии с ФООП. Можно выбрать один
из вариантов:
 разработать новые ООП;
 внести изменения с действующие ООП.
Чтобы сделать выбор, необходимо проанализировать ООП для каждого
уровня образования: НОО, ООО и СОО. Нужно учитывать то, что изменений будет много и они будут присутствовать во всех разделах программы: целевом, содержательном и организационном. В некоторые разделы можно вставить готовые фрагменты из федеральных программ. Например, можно вставить готовую
федеральную рабочую программу воспитания. Образовательные организации
обязаны использовать федеральные рабочие программы по следующим предметам: русский язык, литературное чтение и окружающий мир – для НОО; русский
язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ – для ООО и СОО.
Тогда учебно-методическую документацию разрабатывать не нужно.
10

Программу начальной школы нужно привести в соответствие с ФООП
уже к 01.04.2023 г., так как с этой даты стартует прием заявок на поступление
в 1 классы. При приеме родители имеют право ознакомиться с программой,
о чем сказано в п. 5 ч. 3 ст. 44, ч. 2 ст. 55 Федерального закона №273-ФЗ. С рабочими программами для основного и среднего образования необходимо разобраться до 01.09.2023 г. Программы для ООО и СОО можно скорректировать
чуть позже, поскольку ученики 4 классов уже обучаются в школе, они просто
перейдут в 5 класс. Прием в 10 класс ведется с конца июня. Получается, у рабочей группы есть время разработать проекты программ вплоть до августовского
педсовета. На августовском педсовете программы необходимо утвердить, чтобы они были готовы к 01.09.2023 г.
Какие изменения можно внести в ООП?
В целевом разделе следует проверить пояснительную записку, планируемые результаты и систему оценки достижений планируемых результатов освоения ООП. Рабочей группе нужно сопоставить соответствующие документы
с опорой на ФООП.
В планируемых результатах необходимо обеспечить связь требований
ФГОС с образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы. Структура и содержание планируемых результатов должны
быть не ниже или соответствовать планируемым результатам в ФООП.
В ФООП описаны предметные результаты только для тех предметов,
по которым необходимо применять федеральные рабочие программы. Например, на уровне ООО – это предметы «Русский язык», «Литература», «История»,
«Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности»
базового уровня. Чтобы сформулировать предметные результаты для других
учебных предметов или для углубленного изучения, необходимо опираться
на предметные результаты во ФГОС.
Проанализировать систему оценки достижения планируемых результатов.
Соотнести систему оценки в действующих ООП и в ФООП для каждого уровня
образования. Сформировать систему оценки достижения планируемых результатов на основе планируемых результатов освоения ООП, которые описали
в своей программе. ФГОС предъявляют требования к системе оценки результатов. Сходства и отличия требований для начальной, основной и средней школы
представлены в таблице 2.
Таблица 2

Сходства и отличия требований к системе оценки для НОО, ООО и СОО
ФГОС НОО
ФГОС ООО
ФГОС СОО
Отражает содержание и критерии оценки, Закрепляет основные направления и цели
формы представления результатов оценоч- оценочной деятельности, ориентированной
ной деятельности
на управление качеством образования, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария
оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки
11

Обеспечивает комплексный подход к оценке
результатов освоения программы, позволяющий осуществлять оценку предметных и
метапредметных результатов
Предусматривает оценку динамики учебных
достижений учеников

Ориентирует на реализацию требований
к результатам освоения ООП

Обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения программы, позволяющий осуществлять оценку предметных
и метапредметных результатов
Обеспечивает возможность получения объ- Обеспечивает оценку динамики индивидуективной информации о качестве подготовки альных достижений учеников в процессе
учеников в интересах всех участников обра- освоения ООП
зовательных отношений
Ориентирует обра- Предусматривает
Предусматривает использование разнообзовательную
дея- оценку и учет резуль- разных методов и форм, взаимно дополнятельность на лич- татов использования ющих друг друга, таких, как стандартизиностное развитие и разнообразных мето- рованные письменные и устные работы,
воспитание учени- дов и форм обучения, проекты, конкурсы, практические работы,
ков,
достижение взаимно
дополняю- творческие работы, самоанализ и самопланируемых
ре- щих друг друга, в том оценка, наблюдения, испытания/тесты и
зультатов освоения числе проектов, прак- иное
учебных предметов, тических, командных,
учебных
курсов исследовательских,
(в том числе вне- творческих работ, саурочной деятельно- моанализа и самости), учебных моду- оценки, взаимооценлей и формирование ки, наблюдения, исуниверсальных
пытаний/тестов, диучебных действий намических показатеу учеников
лей освоения навыков
и знаний, в том числе
формируемых с использованием цифровых технологий
–
Включает
описание Позволяет использовать результаты итогоорганизации и содер- вой оценки выпускников, характеризующие
жания промежуточной уровень достижения планируемых резульаттестации учеников татов освоения основной образовательной
в рамках урочной, программы, при оценке деятельности оргавнеурочной деятель- низации, осуществляющей образовательности и оценки про- ную деятельность, педагогических работектной деятельности
ников

Необходимо прописать в данном разделе процедуры внешней и внутренней оценки. При разработке раздела необходимо ориентироваться на обязательные оценочные процедуры, которые установлены в ФООП для каждого
уровня, а также охарактеризовать особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. Обязательно зафиксировать формы оценки
функциональной грамотности, для этого необходимо использовать формы
оценки, которые регламентированы ФООП. Например, для проверки читательской грамотности по ФООП ООО необходимо провести письменную работу
на межпредметной основе.
12

В содержательном разделе ООП нужно привести в соответствие с ФООП:
программы формирования/развития УУД, программу коррекционной работы,
рабочую программу воспитания. Включить в раздел федеральные рабочие программы учебных предметов, которые обязательны для применения. В программах прописано содержание учебного предмета и планируемые результаты, но
отсутствует тематическое планирование. Учителям необходимо изучить федеральные рабочие программы, которые включены в ФООП. Так как тематическое планирование в федеральных рабочих программах не представлено, педагоги должны будут составить его самостоятельно. На основании тематического
планирования учителя разработают КТП, если это предусмотрено локальным
актом.
Программа формирования УУД
Во ФГОС СОО название программы другое – программа развития УУД, а
не формирования. Возможно, разработчики допустили опечатку в федеральных
ООП или планируют изменения во ФГОС, чтобы привести названия всех программ к единообразию.
Чтобы составить программу формирования УУД, необходимо изучить
требования к программам в соответствии с уровнем образования и ФГОС и дополнить разделы программы в соответствии с ФООП. Например, на уровне
ООО включить в программу описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов из ФООП.
Рабочая программа воспитания
В ФООП всех уровней образования содержится Федеральная рабочая
программа воспитания, которая соответствует обновленной примерной рабочей
программе воспитания. Федеральная рабочая программа воспитания из ФООП
будет основой для разработки рабочей программы воспитания. В ней – обязательные требования к организации и содержанию воспитания. На ее основе
можно внести изменения во все разделы федеральной рабочей программы воспитания, кроме целевого. Цели, задачи, направления и целевые ориентиры воспитания для всех образовательных организаций одинаковы, а вот в содержательный и организационный разделы программы необходимо внести дополнения.
Например, добавить к обязательным дополнительные модули воспитательной работы. Описать вариативные виды и формы воспитательной работы
с учетом специфики региона или традиций образовательной организации.
Организационный раздел ООП к 01.09.2023 г. необходимо скорректировать полностью. Привести в соответствие с ФООП придется учебный план,
план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный
план воспитательной работы.
Образовательная организация ежегодно уточняет и конкретизирует учебный план на соответствующий уровень общего образования в зависимости
от своих потребностей. К 01.09.2023 г. все образовательные организации должны привести свои учебные планы в соответствие с федеральными. ФООП всех
уровней образования содержат несколько вариантов федеральных учебных
планов.
13

Учебные планы уровней ООО и СОО имеют особенности. В федеральном
учебном плане ООО на физическую культуру отводится два часа. При этом
третий час образовательная организация должна реализовать за счет часов внеурочной деятельности или спортивных секций. На уровне СОО учебный план
универсального профиля предназначен для старшеклассников, чей выбор предметов для углубленного изучения не подходит под остальные профили. Универсальный профиль позволяет как ограничиться базовым уровнем изучения
учебных предметов, так и выбрать предметы для углубленного изучения.
При составлении учебных планов на 2023-2024 учебный год необходимо
проконтролировать выполнение федеральных рабочих программ по обязательным предметам. На эти предметы часов должно быть не меньше, чем в федеральном учебном плане.
На уровне ООО и СОО образовательная организация вправе перераспределить часы учебного плана (Федеральный закон от 24.09.2022 г. №371-ФЗ).
Например, сократить количество часов по предметам, по которым не проводят
ГИА, и организовать углубленное изучение отдельных предметов. Учебный
план для СОО на 2023-2024 учебный год разрабатывается с учетом обновленного ФГОС СОО.
План внеурочной деятельности
Конкретной формы плана внеурочной деятельности и распределения часов в ФООП нет. ФООП на уровнях НОО и ООО содержат описание направлений федеральных планов внеурочной деятельности. Дополнительно ФООП
НОО предлагает перечень курсов внеурочной деятельности по направлениям,
описание которых содержит название курсов, формулировку цели и указание
формы организации.
Федеральный план внеурочной деятельности на уровне СОО в ФООП
модифицируется в соответствии с профилями обучения. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности одинаков и обязателен для всех профилей.
А вариативный компонент прописывается по отдельным профилям. При этом
ФООП описывает внеурочную деятельность по полугодиям и каникулярным
периодам для 10 и 11 классов по профилям.
При корректировке планов внеурочной деятельности в ООП необходимо
ориентироваться на требования ФООП уровня образования с учетом запросов
учеников и их родителей или законных представителей. При введении новых
курсов внеурочной деятельности – дополнить содержательный раздел рабочими программами курсов внеурочной деятельности.
Календарный учебный график
Федеральные календарные учебные графики в программах всех уровней
образования представлены по учебным четвертям. Однако образовательным
организациям оставили право организовать учебный год по триместрам.
ФООП не содержат конкретной формы федерального календарного учебного графика, только его описание. В описании указаны конкретные сроки
начала и окончания учебного года для всех уровней образования: это 1 сентября и 20 мая. Если на 1 сентября приходится выходной день, то учебный год
начинается в первый следующий за ним рабочий день. Если выходной выпадает на 20 мая, то учебный год заканчивается в предыдущий день. Для 9 и 11
классов окончание учебного года определяется графиком ГИА.
14

Также зафиксировали продолжительность учебных четвертей и каникул
для всех уровней образования. В начальной школе закрепили неделю дополнительных каникул для первоклассников. Ранее это регламентировали только санитарные требования (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).
Целесообразно составить календарные учебные графики для трех уровней
образования: НОО, ООО и СОО. График входит в состав образовательной программы уровня образования (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ). Поэтому для каждой ООП, в том числе и по новым ФГОС НОО и
ООО, нужно составить свой календарный учебный график на весь уровень образования. Для начального образования – на четыре года, для основного –
на пять лет, на уровне среднего общего образования – на два года. Если подготовить один график сразу для всех ООП и утвердить приказом, но не внести
в каждую ООП соответствующий уровню график, можно столкнуться с претензиями от проверяющих. Может быть выписано предписание об устранении
нарушения требований ФГОС.
Чтобы учесть все нормативные акты, подготовьте проект календарного
учебного графика в апреле-мае. Окончательный график утвердите в составе
ООП до 1 сентября нового учебного года.
Календарный план воспитательной работы
Федеральный календарный план воспитательной работы содержит единый для всех образовательных организаций перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат.
Каждая образовательная организация вправе проводить иные мероприятия. Главное, чтобы они соответствовали федеральной рабочей программе воспитания и ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования
детей. Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Рекомендуется сопоставить мероприятия с содержанием рабочей программы воспитания и проследить, что каждое мероприятие решает воспитательную задачу. При реализации необходимо привлечь ресурсы других организаций в рамках сетевой формы реализации образовательных программ: совместные мероприятия, реализуемые дополнительные общеобразовательные
(общеразвивающие) программы. Зафиксируйте в плане форму проведения мероприятий.
Пятый этап – контроль за выполнением требований федеральных программ со стороны рабочей группы. Этим может заняться директор или назначенный им заместитель. При разработке документов члены рабочей группы
должны выполнять требования учебно-методических документов для всех
уровней образования. Задача – проконтролировать, все ли требования ФООП
соблюдает рабочая группа при обновлении ООП; выполнены ли требования
федеральных учебно-методических документов.
Шестой этап – подготовка педагогического коллектива к переходу на новые ООП. На этом этапе важно организовать методическую поддержку учителей. Дело в том, что не все могут понимать смысл перехода на ФООП и феде15

ральные рабочие программы по учебным предметам. Необходимо это пояснить,
а также подробно проконсультировать об изменениях в ООП всех уровней образования. Обязательно посвятить отдельное выступление нововведениям
на итоговом педсовете в конце 2022-2023 учебного года, а также на августовском педагогическом совете перед началом 2023-2024 года. Предварительно
необходимо провести диагностику образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов. По ее результатам можно будет выявить, какие дефициты в знаниях есть у учителей. После этого необходимо отправить
на повышение квалификации тех педагогических работников, у кого результаты диагностики окажутся неудовлетворительными.
Седьмой этап. Представление родителям изменений в программах. Рассказать обо всех изменениях нужно до конца 2022/-2023 учебного года (приложение 4). Лучше всего это сделать в рамках общешкольного родительского собрания. До родителей необходимо донести, какие изменения коснутся их и детей, а также для чего необходимо такое нововведение. Чтобы выявить запросы
родителей и сформировать проекты учебных планов и планов внеурочной деятельности в соответствии с ФООП, нужно провести анкетирование учеников и
родителей.
Восьмой (завершающий) этап – утверждение изменений в ООП. Рассматривают и принимают изменения обычно на педсовете. После этого утверждает
изменения директор приказом. Заранее необходимо запланировать в повестке
вопросы о работе с ООП. Выступить необходимо как минимум два раза:
на февральском собрании педагогов, когда необходимо начинать работу
по приведению ООП в соответствие с ФООП, и на августовском педсовете, когда придет время утверждать изменения перед новым учебным годом. Утвердить изменения в ООП можно одним из способов: утвердить поправки в ООП
отдельным приказом для каждого уровня образования. Утвердить поправки
в ООП единым приказом сразу для трех уровней образования (приложение 3).
Таким образом, ФООП – это программа возможностей, и она вовсе не
означает унификацию программы. И программы, и школы, и педагоги – все могут быть разными. Но будут треки, обеспечивающие доступность всех программ независимо от места проживания и доходов родителей, от местонахождения школы.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Переход школ на федеральную ООП. – Текст : электронный. – URL:
https://www.menobr.ru/article/65992-perehod-shkol-na-realizatsiyu-foop (дата обращения: 23.01.2023).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
–
Текст
:
электронный.
–
URL:
https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 20.01.2023).
3. Федеральный закон от 24.09.2022 г. №371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации». – Текст :
электронный. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405234611/
(дата обращения: 19.01.2023).
16

4. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 16.11.2022 г. №992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
22.12.2022,
№
71762).
–
Текст
:
электронный.
–
URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220053 (дата обращения: 23.01.2023).
5. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 16.11.2022 г. №993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
22.12.2022,
№71764).
–
Текст
:
электронный.
–
URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220024) (дата обращения: 23.01.2023).
6. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 23.11.2022 г. №1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
22.12.2022,
№71763).
–
Текст
:
электронный.
–
URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220051) (дата обращения: 23.01.2023).

17

Приложения

Приложение 1

Дорожная карта по разработке ООП на основе федеральных
образовательных программ в МБОУ «СОШ №1»
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 г. №371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ст. 1 Федерального
закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» образовательные организации должны разрабатывать основные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными
основными общеобразовательными программами (ФООП). Образовательная организация
должна привести ООП в соответствие с федеральными основными общеобразовательными
программами, утвержденными приказами Минпросвещения России от 16.11.2022 г. №992,
от 16.11.2022 г. №993 и от 23.11.2022 г. №1014.
Дорожная карта по разработке ООП на основе ФООП выполняет роль навигатора
для реализации работы по приведению ООП, которые реализуются в МБОУ «СОШ №1»,
в соответствие с ФООП.
Цель дорожной карты: организация и координация деятельности по приведению
ООП НОО, ООО и СОО в соответствие с ФООП НОО, ООО и СОО.
Дорожная карта рассчитана на период с 1 декабря 2022 года до 1 сентября 2023 года.
В результате реализации дорожной карты к 1 сентября 2023 года образовательные программы всех уровней будут приведены в соответствие с ФООП.
Дорожная карта представляет собой систему мероприятий по следующим направлениям:
 организационно-управленческое обеспечение;
 нормативно-правовое обеспечение;
 мероприятия содержательного характера;
 кадровое обеспечение;
 методическое обеспечение;
 информационное обеспечение;
 финансовое обеспечение.
Дорожная карта содержит контрольные сроки исполнения мероприятий и ответственных. Также в дорожной карте определен перечень документов, которые будут разработаны
в ходе реализации дорожной карты.
№
Мероприятие
Срок
Результат
Ответственный
п/п
исполнения
1. Организационно-управленческое обеспечение
1.1

Создание
рабочей Декабрь 2022 Приказ о создании Руководитель.
группы по приведе- года
рабочих
групп Заместитель директонию ООП в соответпо приведению ООП ра по УВР
ствие с ФООП
в
соответствие
с ФООП.
Рабочая
группа
по приведению ООП
НОО в соответствие
с ФООП НОО.
Рабочая
группа
по приведению ООП
ООО в соответствие
с ФООП ООО.
Рабочая
группа
по приведению ООП
СОО в соответствие
с ФООП СОО
18

роди- Январь
1.2. Проведение
тельских собраний с года
целью информирования родителей о
ФООП и необходимости
приведения
ООП уровней образования в соответствие с ФООП

2023 Протокол родитель- Заместитель директоского собрания 1-4 ра по УВР
классов.
Протокол родительского собрания 5-9
классов.
Протокол родительского собрания 10
классов

роди- Май 2023 года
1.3. Проведение
тельского собрания
для будущих первоклассников, посвященного обучению
по ФГОС НОО-2021
и ООП НОО, соответствующей ФООП
НОО

Протокол родитель- Заместитель директоского собрания для ра по УВР
будущих первоклассников, посвященного обучению по
ФГОС НОО-2021 и
ООП НОО, соответствующей
ФООП
НОО

роди- Май 2023 года
1.4. Проведение
тельского собрания
для будущих пятиклассников, посвященного обучению
по ФГОС ООО-2021
и ООП ООО, соответствующей ФООП
ООО

Протокол родитель- Заместитель директоского собрания для ра по УВР
будущих пятиклассников, посвященного обучению по
ФГОС ООО-2021 и
ООП ООО, соответствующей
ФООП
ООО

роди- Май-июнь
1.5. Проведение
тельского собрания 2023 года
для будущих учеников 10 классов, посвященного обучению по ФГОС СОО
с изменениями 2022
года и ООП СОО,
соответствующей
ФООП СОО

Протокол родитель- Заместитель директоского собрания для ра по УВР
будущих учеников
10 классов, посвященного обучению
по ФГОС СОО с изменениями 2022 года и ООП СОО, соответствующей
ФООП СОО

действую- ЯнварьАналитическая
Руководители рабочих
1.6. Анализ
щих ООП на пред- февраль 2023 справка по каждой групп
мет
соответствия года
ООП уровня образоФООП
вания с выводами
о соответствии требованиям ФООП и
рекомендациями по
приведению в соответствие с ФООП
19

1.7. Анализ
перечня ЯнварьАналитическая
Заместитель директоучебников на пред- февраль 2023 справка заведующе- ра по УВР, заведующий
мет
соответствия года
го библиотекой.
библиотекой
новому ФПУ, выявПеречень учебников,
ление
учебников,
исключенных
из
которые исключены
ФПУ и подлежащих
из перечня и нуждазамене с сентября
ются в замене
2023 года
1.8. Перспективный пе- Февраль-март Перечень учебников Заместитель директоречень учебников, 2023 года
для использования ра по УВР, заведующий
которые
школе
в образовательном библиотекой
необходимо
закупроцессе при реалипить до сентября
зации ООП уровней
2023 года для обесобразования в соотпечения реализации
ветствии с ФООП
ООП в соответствии
на 2023-24 учебный
с ФООП и новым
год
ФПУ
1.9. Мониторинг образо- Февраль-март Аналитическая
Заместитель директовательных потреб- 2023 года
справка заместителя ра по УВР, заместиностей
(запросов)
директора по УВР.
тель директора по ВР
обучающихся и роАналитическая
дителей (законных
справка заместителя
представителей) для
директора по ВР
проектирования
учебных
планов
НОО, ООО и СОО в
части, формируемой
участниками образовательных отношений, и планов внеурочной деятельности НОО, ООО и
СОО
2. Нормативно-правовое обеспечение
2.1. Формирование банка
данных нормативноправовых документов
федерального,
регионального, муниципального уровней, обеспечивающих внедрение ФООП

Декабрь 2022 Банк данных норма- Заместитель директогода – сен- тивно-правовых до- ра по УВР, руководитябрь
2023 кументов федераль- тель рабочей группы
года
ного, регионального,
муниципального
уровней, обеспечивающих внедрение
ФООП

2.2. Изучение докумен- В течение всетов
федерального, го периода
регионального уровней, регламентирующих
введение
ФООП

Листы ознакомления
с документами федерального, регионального
уровней,
регламентирующими
введение ФООП
20

Заместитель директора
по УВР, заместитель
директора по ВР, руководитель рабочей группы

2.3. Внесение изменений До 1 сентября
в программу разви- 2023 года
тия образовательной
организации

Приказ о внесении
изменений в программу развития образовательной организации

Директор,
заместитель директора по
УВР, заместитель директора по ВР

2.4. Внесение изменений До 1 сентября Устав образователь- Директор
и
дополнений 2023 года
ной организации
в Устав образовательной организации
(при необходимости)
прика- Январь
2.5. Разработка
зов, локальных ак- года
тов, регламентирующих
приведение
ООП в соответствие
с ФООП

2023 Приказы, локальные
акты,
регламентирующие приведение
ООП в соответствие
с ФООП

Директор,
заместитель директора по
УВР, заместитель директора по ВР

2.6. Внесение изменений Январь-август Положение о форв локальные акты 2023 года
мах, периодичности,
с учетом требований
порядке
текущего
ФООП
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с учетом системы оценки
достижения планируемых результатов
в ФООП.
Положение о рабочей программе с
учетом
внедрения
федеральных базовых рабочих программ

Директор,
заместитель директора по
УВР, заместитель директора по ВР

2.7. Утверждение ООП, До 1 сентября
приведенных в соот- 2023 года
ветствие с ФООП,
на заседании педагогического совета

Протокол заседания Директор,
заместипедагогического со- тель директора по УВР
вета.
Приказ об утверждении ООП, приведенных в соответствие с ФООП

3. Мероприятия содержательного характера
3.1. Приведение в соот- Январь-март
ветствие
целевого 2023 года
раздела ООП НОО
с ФООП НОО:
 анализ планируемых
результатов
в ООП НОО и приведение в соответствие
с ФООП НОО;

Целевой раздел ООП Заместитель директоНОО в соответствии ра по УВР, руководис ФООП НОО
тель рабочей группы

21

 анализ

системы
оценки достижения
планируемых
результатов ООП НОО
и приведение в соответствие с ФООП
НОО
3.2. Приведение в соот- Январь-март
ветствие
целевого 2023 года
раздела ООП ООО
с ФООП ООО:
 анализ планируемых
результатов
в ООП ООО и приведение в соответствие с ФООП ООО;
 анализ
системы
оценки достижения
планируемых
результатов ООП ООО
и приведение в соответствие с ФООП
ООО

Целевой раздел ООП Заместитель директоООО в соответствии ра по УВР, руководис ФООП ООО
тель рабочей группы

3.3. Приведение в соот- Январь-март
ветствие
целевого 2023 года
раздела ООП СОО
с ФООП СОО:
 анализ планируемых
результатов
в ООП СОО и приведение в соответствие с ФООП СОО;
 анализ
системы
оценки достижения
планируемых
результатов ООП СОО
и приведение в соответствие с ФООП
СОО

Целевой раздел ООП Заместитель директоСОО в соответствии ра по УВР, руководис ФООП СОО
тель рабочей группы

3.4. Приведение в соот- Март
ветствие
содержа- года
тельного
раздела
ООП НОО с ФООП
НОО:
 внесение в ООП
НОО федеральных
базовых
рабочих
программ по учебным
предметам
«Русский
язык»,

2023 Содержательный
Заместитель директораздел ООП НОО ра по УВР, руководив соответствии с тель рабочей группы
ФООП НОО.
Федеральные базовые рабочие программы по учебным
предметам «Русский
язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» в со22

«Литературное чтение», «Окружающий
мир»;
 анализ программы
формирования УУД
в ООП НОО и приведение в соответствие с ФООП НОО

ставе ООП НОО.
Программа формирования УУД в соответствии с ФООП
НОО

3.5. Приведение в соот- Март
ветствие
содержа- года
тельного
раздела
ООП ООО с ФООП
ООО:
 внесение в ООП
ООО федеральных
базовых
рабочих
программ по учебным
предметам
«Русский
язык»,
«Литература», «История», «Обществознание»,
«География» и «Основы
безопасности жизнедеятельности»;
 анализ программы
формирования УУД
в ООП ООО и приведение в соответствие с ФООП ООО

2023 Содержательный
Заместитель директораздел ООП ООО ра по УВР, руководив
соответствии тель рабочей группы
с ФООП ООО.
Федеральные базовые рабочие программы по учебным
предметам «Русский
язык»,
«Литература»,
«История»,
«Обществознание»,
«География» и «Основы безопасности
жизнедеятельности»
в составе ООП ООО.
Программа формирования УУД в соответствии с ФООП
ООО

3.6. Приведение в соот- Март
ветствие
содержа- года
тельного
раздела
ООП СОО с ФООП
СОО:
 внесение в ООП
СОО федеральных
базовых
рабочих
программ по учебным
предметам
«Русский
язык»,
«Литература», «История», «Обществознание»,
«География» и «Основы
безопасности жизнедеятельности»;
 анализ программы
развития
УУД
в ООП СОО и приведение в соответствие с ФООП СОО

2023 Содержательный
Заместитель директораздел ООП СОО ра по УВР, руководив соответствии с тель рабочей группы
ФООП СОО.
Федеральные базовые рабочие программы по учебным
предметам «Русский
язык»,
«Литература»,
«История»,
«Обществознание»,
«География» и «Основы безопасности
жизнедеятельности»
в составе ООП СОО.
Программа
развития УУД в соответствии с ФООП ООО

23

3.7. Анализ рабочей про- Март
граммы воспитания года
в ООП НОО и приведение в соответствие с федеральной
рабочей программой
воспитания ФООП
НОО

2023 Рабочая программа Заместитель директовоспитания в ООП ра по ВР, руководитель
НОО в соответствии рабочей группы
с федеральной рабочей
программой
воспитания ФООП
НОО

3.8. Анализ рабочей про- Март
граммы воспитания года
в ООП ООО и приведение в соответствие с федеральной
рабочей программой
воспитания ФООП
ООО

2023 Рабочая программа Заместитель директовоспитания в ООП ра по ВР, руководитель
ООО в соответствии рабочей группы
с федеральной рабочей
программой
воспитания ФООП
ООО

3.9. Анализ рабочей про- Март
граммы воспитания года
в ООП СОО и приведение в соответствие с федеральной
рабочей программой
воспитания ФООП
СОО

2023 Рабочая программа Заместитель директовоспитания в ООП ра по УВР, руководиСОО в соответствии тель рабочей группы
с федеральной рабочей
программой
воспитания ФООП
СОО

3.10. Приведение в соот- Апрель
ветствие организа- года
ционного
раздела
ООП НОО с ФООП
НОО:
 выбор
варианта
учебного
плана
ФООП НОО;
 формирование календарного учебного
графика с учетом
ФООП;
 составление плана
внеурочной деятельности
с
учетом
направлений
внеурочной деятельности и форм организации,
указанных
в ФООП НОО;
 анализ плана воспитательной работы
ООП НОО и приведение в соответствие
с федеральным планом воспитательной
работы в ФООП
НОО

2023 Организационный
раздел ООП НОО
в
соответствии
с ФООП НОО.
Учебный
план
на основе варианта
учебного плана ФООП НОО.
Календарный учебный график с учетом
ФООП НОО.
План
внеурочной
деятельности с учетом
направлений
внеурочной деятельности и форм организации, указанных
в ФООП НОО.
Календарный план
воспитательной работы в соответствии
с федеральным планом воспитательной
работы в ФООП
НОО

24

Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР,
руководитель рабочей
группы

3.11. Приведение в соот- Апрель
ветствие организа- года
ционного
раздела
ООП ООО с ФООП
ООО:
 выбор
варианта
учебного
плана
ФООП ООО или
разработка учебного
плана на основе варианта с возможностью перераспределения
часов
по
предметам, по которым не проводят
ГИА, для организации
углубленного
изучения;
 формирование календарного учебного
графика с учетом
ФООП;
 составление плана
внеурочной деятельности
с
учетом
направлений
внеурочной деятельности и форм организации,
указанных
в ФООП ООО;
 анализ плана воспитательной работы
ООП ООО и приведение в соответствие
с федеральным планом воспитательной
работы в ФООП
ООО

2023 Организационный
раздел ООП ООО
в
соответствии
с ФООП ООО.
Учебный
план
на основе варианта
учебного плана ФООП ООО.
Календарный учебный график с учетом
ФООП ООО.
План
внеурочной
деятельности с учетом
направлений
внеурочной деятельности и форм организации, указанных
в ФООП ООО.
Календарный план
воспитательной работы в соответствии
с федеральным планом воспитательной
работы в ФООП
ООО

Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР,
руководитель рабочей
группы

3.12. Приведение в соот- Апрель
ветствие организа- года
ционного
раздела
ООП СОО с ФООП
СОО:
 выбор
варианта
учебного плана ФООП СОО или разработка учебного плана на основе варианта с возможностью
перераспределения
часов по предметам,

2023 Организационный
раздел ООП СОО
в
соответствии
с ФООП СОО.
Учебный
план
на основе варианта
учебного плана ФООП СОО.
План
внеурочной
деятельности с учетом инвариантного
компонента
плана
внеурочной деятель-

Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР,
руководитель рабочей
группы

25

по которым не проводят ГИА, для организации профильного обучения;
 составление плана
внеурочной деятельности
с
учетом
направлений
внеурочной деятельности и форм организации, указанных в
ФООП СОО;
 анализ плана воспитательной работы
ООП СОО и приведение в соответствие
с федеральным планом воспитательной
работы в ФООП
СОО

ности в ФООП СОО
и профиля обучения.
Календарный план
воспитательной работы в соответствии
с федеральным планом воспитательной
работы в ФООП
СОО

4. Кадровое обеспечение
4.1. Анализ
кадрового Февраль-март Аналитическая
Заместитель директообеспечения внедре- 2023 года
справка заместителя ра по УВР
ния ФООП. Выявледиректора по УВР
ние кадровых дефицитов
4.2. Диагностика образо- Февраль-март Аналитическая
Заместитель директовательных потреб- 2023 года
справка заместителя ра по УВР
ностей и профессиодиректора по УВР
нальных затруднений педагогических
работников образовательной организации
в
условиях
внедрения ФООП и
федеральных базовых рабочих программ
4.3. Разработка и реали- Январь
зация плана-графика года
курсовой подготовки
педагогических работников, реализующих федеральные
базовые
рабочие
программы

2023 План курсовой под- Заместитель директоготовки с охватом ра по УВР
в 100 процентов педагогических работников, реализующих
федеральные базовые рабочие программы.
Аналитическая
справка заместителя
директора по УВР
26

4.4. Распределение учеб- До 25 августа
ной нагрузки педа- 2023 года
гогов на учебный
год

Приказ об утвер- Директор,
заместиждении
учебной тель директора по УВР
нагрузки на учебный
год

5. Методическое обеспечение
5.1. Внесение в план ме- Январь
тодической работы года
мероприятий по методическому обеспечению внедрения
ФООП

2023 План методической Заместитель директоработы.
ра по УВР
Приказ о внесении
изменений в план методической работы

5.2. Корректировка плана ЯнварьПлан методических Заместитель директометодических семи- февраль 2023 семинаров внутриш- ра по УВР
наров внутришколь- года
кольного повышения
ного
повышения
квалификации педаквалификации педагогических работнигогических работников образовательной
ков образовательной
организации
организации с ориентацией на проблемы внедрения ФООП
5.3. Изучение нормативных
документов
по внедрению ФООП педагогическим
коллективом

Январь-май
2023
года
в
соответствии с планами ШМО

Планы
ШМО.
Протоколы
ний ШМО

работы Заместитель директора по УВР, руководитезаседа- ли ШМО

5.4. Обеспечение
кон- В течение всесультационной ме- го периода
тодической
поддержки
педагогов
по вопросам реализации федеральных
базовых
рабочих
программ

План работы мето- Заместитель директодического совета об- ра по УВР, руководитеразовательной орга- ли ШМО
низации.
Планы
работы
ШМО.
Аналитическая
справка заместителя
директора по УВР

5.5. Формирование пакета методических материалов по теме реализации ООП НОО
в
соответствии
с ФООП НОО

В течение всего периода реализации ООП
НОО

Пакет методических
материалов по теме
реализации
ООП
НОО в соответствии
с ФООП НОО

5.6. Формирование пакета методических материалов по теме реализации ООП ООО
в
соответствии
с ФООП ООО

В течение всего периода реализации ООП
ООО

Пакет методических Заместитель директоматериалов по теме ра по УВР, руководитереализации
ООП ли предметных ШМО
ООО в соответствии
с ФООП ООО
27

Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО учителей
начальных классов

5.7. Формирование пакета методических материалов по теме реализации ООП ООО
в
соответствии
с ФООП СОО

В течение всего периода реализации ООП
СОО

Пакет методических Заместитель директоматериалов по теме ра по УВР, руководитереализации
ООП ли предметных ШМО
СОО в соответствии
с ФООП СОО

5.8. Формирование пла- До 1 сентября
на функционирова- 2023 года
ния ВСОКО в условиях
реализации
ООП в соответствии
с ФООП

План функциониро- Заместитель директования
ВСОКО ра по УВР
на учебный год.
Аналитические
справки по результатам ВСОКО

5.9. Формирование плана До 1 сентября
ВШК в условиях реа- 2023 года
лизации ООП в соответствии с ФООП

План ВШК на учеб- Заместитель директоный год.
ра по УВР
Аналитические
справки по итогам
ВШК

6. Информационное обеспечение
6.1. Проведение работы Январь-август Пакет информаци- Заместитель директопо информированию 2023 года
онно-методических ра по УВР, ответучастников образоматериалов.
ственный за сайт ОО
вательных отношеРазделы на сайте ОО
ний о ФООП и
необходимости приведения ООП уровней
образования
в
соответствие
с ФООП
6.2. Информирование
ЯнварьСайт образователь- Заместитель директородительской обще- сентябрь 2023 ной
организации, ра по УВР, ответственности о внед- года
страницы
школы ственный за сайт ОО
рении ФООП и прив социальных сетях,
ведении ООП НОО,
информационный
ООО и СОО в соотстенд в холле обраветствие с ФООП
зовательной органиНОО, ООО и СОО
зации
6.3. Информирование
ЯнварьСайт образователь- Заместитель директоо
нормативно- сентябрь 2023 ной
организации, ра по УВР, ответправовом,
про- года
страницы
школы ственный за сайт ОО
граммном, кадровом
в социальных сетях,
и финансовом обесинформационный
печении внедрения
стенд в холле обраФООП
зовательной организации
6.4. Изучение и форми- В течение все- Сайт образователь- Заместитель директорование мнения ро- го периода
ной
организации, ра по УВР, заместидителей о внедрении
страницы
школы тель директора по ВР
28

ФООП, представление результатов

в социальных сетях,
информационный
стенд в холле образовательной организации.
Аналитические
справки заместителей
директора
по УВР и ВР
7. Финансовое обеспечение

<...> <...>

<...>

<...>

<...>
Приложение 2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
(МБОУ «СОШ №1»)
(наименование образовательной организации)
ПРИКАЗ
14.12.2022
№
161
город Курган
О создании рабочей группы по приведению ООП НОО, ООО и СОО в соответствие
с ФООП
В соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 г. №371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ст. 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», в целях приведения основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования МБОУ «СОШ №1» в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Организовать в МБОУ «СОШ №1» работу по разработке ООП НОО, ООО и СОО
на основе ФООП с целью приведения ООП в соответствие с ФООП к 01.09.2023.
2. Утвердить и ввести в действие с 15.12.2022 Положение о рабочей группе по приведению ООП НОО, ООО и СОО в соответствие с ФООП (приложение 1).
3. Утвердить состав рабочей группы по приведению ООП НОО, ООО и СОО в соответствие с ФООП (приложение 2).
4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Директор

А.Н. Артамонова

С приказом ознакомлен(ы):
Заместитель директора по УВР
(должность)
(Ф. И. О.)
Заместитель директора по ВР
(должность)
(Ф. И. О.)
<...>
<...>

В.И. Иванеева
(подпись)
О.Б. Соловьева
(подпись)
<...>
29

(дата)
(дата)
<...>

Приложение 1
к приказу МБОУ «СОШ №1»
от 14.12.2022 г. №161
Положение
о рабочей группе по приведению ООП НОО, ООО и СОО в соответствие с ФООП
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет цель, основные задачи, функции, а также порядок формирования рабочей группы МБОУ «СОШ №1» по приведению основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ООП НОО, ООО и СОО) в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами (далее – ФООП).
1.2. Рабочая группа по приведению ООП НОО, ООО и СОО в соответствие с ФООП
(далее – рабочая группа) создается для реализации мероприятий дорожной карты по разработке ООП на основе ФООП в МБОУ «СОШ №1» по направлениям:
 организационно-управленческое обеспечение;
 нормативно-правовое обеспечение;
 мероприятия содержательного характера;
 кадровое обеспечение;
 методическое обеспечение;
 информационное обеспечение;
 финансовое обеспечение.
1.3. Рабочая группа является коллегиальным органом, созданным в целях определения
тактики введения ФООП и приведения ООП НОО, ООО и СОО в соответствие с ФООП.
1.4. Рабочая группа создается на период с 14.12.2022 г. по 01.09.2023 г.
1.5. Деятельность рабочей группы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
1.6. Положение о рабочей группе и ее состав утверждаются приказом директора
МБОУ «СОШ №1».
2. Цели и задачи деятельности рабочей группы
2.1. Основная цель создания рабочей группы – обеспечение системного подхода
к введению ФООП на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования.
2.2. Основными задачами рабочей группы являются:
 приведение ООП НОО, ООО и СОО в соответствие с ФООП;
 внесение изменений в действующие локальные нормативные акты, приведение их
в соответствие с ФООП;
 обеспечение координации мероприятий, направленных на введение ФООП;
 создание системы информирования общественности и всех категорий участников
образовательного процесса о целях и ходе введения ФООП.
3. Функции рабочей группы
3.1. Информационная:
 формирование банка информации по направлениям введения ФООП (нормативноправовое, кадровое, методическое, финансовое);
 своевременное размещение информации по введению ФООП на сайте образовательной организации;
 разъяснение общественности, участникам образовательного процесса перспектив и
эффектов введения ФООП;
 информирование разных категорий педагогических работников о содержании и особенностях ФООП, требованиях к реализации ООП НОО, ООО и СОО в соответствии с ФООП.
30

3.2. Координационная:
 координация деятельности учителей по вопросам введения ФООП;
 приведение системы оценки качества образования в соответствие с требованиями
ФООП;
 определение механизма разработки и реализации ООП НОО, ООО и СОО в соответствии с ФООП.
3.3. Экспертно-аналитическая:
 анализ документов федерального, регионального уровней, регламентирующих введение ФООП;
 мониторинг условий, ресурсного обеспечения и результативности введения ФООП
на различных этапах;
 анализ действующих ООП НОО, ООО и СОО на предмет соответствия ФООП;
 разработка проектов локальных нормативных актов, регламентирующих приведение
ООП в соответствие с ФООП.
3.4. Содержательная:
 приведение ООП НОО, ООО и СОО в соответствие с требованиями ФООП НОО,
ООО и СОО;
 приведение в соответствие с ФООП рабочих программ учебных предметов, курсов,
модулей;
 приведение в соответствие с ФООП рабочей программы воспитания и календарного
плана воспитательной работы;
 выбор варианта учебного плана ФООП для уровней НОО, ООО и СОО, использование возможности перераспределения часов федерального учебного плана для организации
углубленного изучения отдельных предметов на уровнях ООО и СОО;
 формирование календарного учебного графика с учетом ФООП.
4. Состав рабочей группы школы
4.1. В состав рабочей группы входят: председатель рабочей группы, секретарь рабочей группы и члены рабочей группы, которые принимают участие в ее работе на общественных началах.
4.2. Подготовку и организацию заседаний рабочей группы, а также решение текущих
вопросов осуществляет председатель рабочей группы.
4.3. Председатель, секретарь и члены рабочей группы утверждаются приказом директора из числа педагогических работников ГБОУ «Средняя школа №1».
5. Организация деятельности рабочей группы школы
5.1. Рабочая группа осуществляет свою деятельность в соответствии с дорожной картой, утвержденной приказом директора образовательной организации.
5.2. Заседания рабочей группы проводятся не реже одного раза в месяц. В случае
необходимости могут проводиться внеочередные заседания.
5.3. Заседание рабочей группы ведет председатель рабочей группы.
5.4. Заседание рабочей группы считается правомочным, если на нем присутствует не
менее половины членов состава рабочей группы.
5.5. Заседания рабочей группы оформляются протоколами, которые подписывают
председатель рабочей группы и секретарь рабочей группы.
5.6. Окончательные версии проектов ООП НОО, ООО и СОО, приведенных в соответствие с ФООП, рассматриваются на заседании педагогического совета ГБОУ «Средняя школа №1».
5.7. Контроль за деятельностью рабочей группы осуществляет председатель рабочей
группы.
6. Права и обязанности членов рабочей группы школы
6.1. Рабочая группа для решения возложенных на нее задач имеет в пределах своей
компетенции право:
 запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы;
31

 направлять своих представителей для участия в совещаниях, конференциях и семинарах по вопросам, связанным с введением ФООП, проводимых Управлением образования, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями;
 привлекать в установленном порядке для осуществления информационноаналитических и экспертных работ научные и иные разработки.
7. Документы рабочей группы школы
7.1. Обязательными документами рабочей группы являются дорожная карта и протоколы заседаний.
7.2. Протоколы заседаний рабочей группы ведет секретарь группы, избранный на первом заседании группы.
7.3. Протоколы заседаний рабочей группы оформляются в соответствии с общими
требованиями к оформлению деловой документации.
8. Изменения и дополнения в Положение
8.1. Изменения и дополнения в Положение вносятся на основании решения рабочей
группы и закрепляются приказом директора образовательной организации.
Приложение 2
к приказу МБОУ «СОШ №1»
от 14.12.2022 г. №161
Состав рабочей группы
по приведению ООП НОО, ООО и СОО в соответствие с ФООП
Председатель рабочей группы: Артамонова А.Н., директор образовательной организации.
Члены рабочей группы:
Иванеева В.И., заместитель директора по УВР.
Соловьева О.Б., заместитель директора по ВР.
Новикова О.В., заместитель директора по НМР.
Простаков М.И., заместитель директора по безопасности.
Темнов А.В., заместитель директора по информатизации.
Воинов С.А., заместитель директора по АХР.
Захарова И.Н., руководитель методического объединения учителей начальных классов.
Кутепова Р.М., руководитель методического объединения учителей гуманитарного
цикла.
Оськина Н.Г., руководитель методического объединения учителей математического и
естественно-научного цикла.
Бочарникова Т.А., руководитель методического объединения учителей общественноэкономического цикла.
Пономарева В.П., педагог-психолог.
Суслова М.И., заведующая школьной библиотекой.

32

Приложение 3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №3»
(МБОУ «СОШ №3»)
ПРИКАЗ
№853

29.08.2023
г. Курган
Об организации обучения и воспитания по ФООП

В соответствии с частью 6.4 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», решением педагогического совета (протокол
от 25.08.2023 г. №12)
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. С 01.09.2023 г. непосредственно применять в МБОУ «СОШ №3» в качестве основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования соответствующие федеральные основные общеобразовательные программы (далее
– ФООП).
2. Заместителю директора по УВР Ивановой Л.П.:
2.1. Проинформировать участников образовательных отношений об организации образовательной деятельности с непосредственным применением ФООП.
2.2. Обеспечить мониторинг реализации ФООП.
2.3. Оказать педагогическим работникам школы методическую помощь при реализации ФООП.
3. Признать утратившим силу с 01.09.2023 г. приказ МБОУ «СОШ №3» от 19.08.2021 г.
№234 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
4. Системному администратору Федорову Е.В. разместить ФООП в форме электронных документов на официальном сайте МБОУ «СОШ №3» в разделе «Сведения об образовательной организации», подразделе «Образование», в срок до 30.08.2023 г.
5. Секретарю Харитоновой Ю.П. ознакомить с настоящим приказом педагогических
работников под подпись.
6. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Директор

И.И. Иванов

С приказом ознакомлены:
Секретарь
Харитонова Ю.П.
29.08.2023
Заместитель директора по УВР
29.08.2023
<…>

Иванова Л.П.

В дело № 03-08 за 2023 год
Секретарь
Харитонова
31.09.2023

33

Приложение 4
Памятка. Что рассказать родителям о внедрении ФООП
Что такое ФООП
ФООП – федеральные основные общеобразовательные программы. Такие программы разработали для каждого уровня образования: начального
общего, основного общего и среднего общего образования
Какая цель внедрения ФООП
Создание единого образовательного пространства
во всей стране
Что входит в ФООП
Учебно-методическая документация:
 федеральные учебные планы;
 федеральный план внеурочной деятельности;
 федеральный календарный учебный график;
 федеральный календарный план воспитательной работы;
 федеральная рабочая программа воспитания;
 федеральные рабочие программы учебных
предметов;
 программа формирования УУД;
 программа коррекционной работы
Что будет обязательным для всех школ Обязательными для применения станут федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное
чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах и «Русский язык», «Литература», «История»,
«Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного
общего и среднего общего образования.
Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы
Как будут применять ФООП
Школы смогут непосредственно применять ФООП или отдельные компоненты ФООП без составления собственных рабочих программ.
При этом школы сохраняют право разработки
собственных образовательных программ, но их
содержание и планируемые результаты должны
быть не ниже, чем в ФООП
Что будет с углубленным обучением
Школы вправе перераспределить часы в федеральных учебных планах на изучение учебных
предметов, по которым не проводится ГИА, в
пользу изучения иных учебных предметов, в том
числе на организацию их углубленного изучения
Когда школы перейдут на ФООП
Переход школ на ФООП запланирован к 1 сентября 2023 года.
Школы должны привести ООП в соответствие
с ФООП до 1 сентября 2023 года (Федеральный
закон от 24.09.2022 г. №371-ФЗ)

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».