музыка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. ВОСКРЕСЕНОВКА
694411, Сахалинская область, Тымовский район,
село Воскресеновка, Школьная улица, д. 11
Е-mail: mbousoshvoskr@sakhalin.gov.ru
Сайт: http://shkolavoskr.ru
ИНН 6517006000/КПП 651701001
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

ВЫПИСКА
ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБОУ СОШ С. ВОСКРЕСЕНОВКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКА 1-4 КЛАССЫ

Выписка верна
Директор

30.08.2024г
О.В. Самофалова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по музыке разработана с целью оказания методической помощи учителю музыки в
создании рабочей программы по учебному предмету. Программа по музыке позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО; определить и
структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета по годам
обучения в соответствии с ФГОС НОО, а также на основе планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной
рабочей программе воспитания; разработать календарно-тематическое планирование с учётом
особенностей конкретного региона, образовательной организации, класса. Музыка является
неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна
музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и
естественного радостного мировосприятия. В течение периода начального общего образования
необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о
многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В
содержании программы по музыке представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального
искусства является практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных
инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности
происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых
особенностей, принципов и форм развития музыки. Программа по музыке предусматривает знакомство
обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных
произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по
музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств,
состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка. Свойственная
музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения является уникальным
психологическим механизмом для формирования мировоззрения обучающегося опосредованным
недирективным путём. Ключевым моментом при составлении программы по музыке является отбор
репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный
уровень, соответствие системе традиционных российских ценностей. Одним из наиболее важных
направлений программы по музыке является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через
опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная
осознанность, рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных
занятий в программе по музыке принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются
как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству – от
традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям,
направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных
принципов.
Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части общей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям: становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и
познавательной сферы; развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения
многообразия жизни; формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации
к музицированию.
Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования: формирование
эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве; формирование
позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим
собой через доступные формы музицирования; формирование культуры осознанного восприятия
музыкальных образов, приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям
через собственный внутренний опыт эмоционального переживания; развитие эмоционального
интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными
действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения; овладение
предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования, введение
обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание

(воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах);
сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое
интонирование, танец, двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты;изучение
закономерностей музыкального искусства: интонационнаяи жанровая природа музыки, основные
выразительные средства, элементы музыкального языка; воспитание уважения к культурному наследию
России, присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры; расширение
кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре России, ее регионов,
этнических групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других стран, культур, времён и
народов. Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки
учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание учебного предмета структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями): инвариантные: модуль № 1 «Народная музыка России»; модуль № 2 «Классическая музыка»;
модуль № 3 «Музыка в жизни человека» вариативные: модуль № 4 «Музыка народов мира»; модуль № 5
«Духовная музыка»; модуль № 6 «Музыка театра и кино»; модуль № 7 «Современная музыкальная
культура»; модуль № 8 «Музыкальная грамота»
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный принцип допускает
перестановку блоков, перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная
компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт
внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов, работы над
исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на
изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов,
предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной
организации. Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки -135 часов: в 1 классе – 33
часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4
классе – 34 часа (1 часв неделю).
При разработке рабочей программы по музыке образовательная организация вправе
использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы
дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой
сферы (театры, музеи, творческие союзы).Освоение программы по музыке предполагает активную
социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах,
концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими
учебными предметами, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир»,
«Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и другие.
Содержание обучения музыке на уровне начального общего образования. Инвариантные
модули:
Модуль № 1 «Народная музыка России». Данный модуль является одним из наиболее
значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в
музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и
разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов
нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного
фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов
и праздников. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной
музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ,
эксплуатирующих фольклорный колорит. Край, в котором ты живёшь. Содержание: музыкальные
традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты. Виды деятельности обучающихся:
разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых
своей малой родине, песен композиторов-земляков; диалог с учителем о музыкальных традициях своего
родного края; вариативно: просмотр видеофильма о культуре родного края; посещение краеведческого
музея; посещение этнографического спектакля, концерта. Русский фольклор. Содержание: русские
народные песни (трудовые, хороводные). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки,
прибаутки). Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение русских народных песен
разных жанров; участие в коллективной традиционной музыкальной игре (по выбору учителя могут
быть освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ёжка», «Заинька» и другие);сочинение мелодий,
вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора; вариативно: ритмическая
импровизация, исполнение аккомпанемента на простых ударных (ложки) и духовых (свирель)
инструментах к изученным народным песням; Русские народные музыкальные инструменты.
Содержание: народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Виды деятельности обучающихся: знакомство с
внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов; определение
на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная
викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная игра – импровизация-подражание

игре на музыкальных инструментах; слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в
которых присутствуют звукоизобразительные элементы, подражание голосам народных инструментов;
вариативно: просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах; посещение музыкального
или краеведческого музея; освоение простейших навыков игры на свирели, ложках. Сказки, мифы и
легенды. Содержание: народные сказители. Русские народные сказания, былины. Сказки и легенды о
музыке и музыкантах. Виды деятельности обучающихся: знакомство с манерой сказывания нараспев;
слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев;в инструментальной музыке
определение на слух музыкальных интонаций речитативного характера; создание иллюстраций к
прослушанным музыкальным и литературным произведениям; вариативно: знакомство с эпосом
народов России (по выбору учителя: отдельные сказания или примеры из эпоса народов России,
например, якутского Олонхо, карело-финской Калевалы, калмыцкого Джангара, Нартского эпоса);
просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний; речитативная импровизация –
чтение нараспев фрагмента сказки, былины. Жанры музыкального фольклора. Содержание:
фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и
пляски. Традиционные музыкальные инструменты. Виды деятельности обучающихся: различение на
слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая;
определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия,
динамика), состава исполнителей; определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной
из групп (духовые, ударные, струнные);разучивание, исполнение песен разных жанров, относящихся к
фольклору разных народов Российской Федерации; импровизации, сочинение к ним ритмических
аккомпанементов (звучащими жестами, на ударных инструментах);вариативно: исполнение на
клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по
нотной записи. Народные праздники. Содержание: обряды, игры, хороводы, праздничная символика –
на примере одного или нескольких народных праздников (по выбору учителя внимание обучающихся
может быть сосредоточено на русских традиционных народных праздниках (Рождество, Осенины,
Масленица, Троица) и (или) праздниках других народов России (Сабантуй, Байрам, Навруз,
Ысыах).Виды деятельности обучающихся: знакомство с праздничными обычаями, обрядами,
бытовавшими ранее сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации;
разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре (по
выбору учителя могут быть освоены традиционные игры территориально близких или, наоборот,
далёких регионов Российской Федерации);вариативно: просмотр фильма (мультфильма),
рассказывающего о символике фольклорного праздника; посещение театра, театрализованного
представления; участие в народных гуляньях на улицах родного города, посёлка. Первые артисты,
народный театр. Содержание: скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп. Виды деятельности
обучающихся: чтение учебных, справочных текстов по теме; диалог с учителем; разучивание,
исполнение скоморошин; вариативно: просмотр фильма (мультфильма), фрагмента музыкального
спектакля; творческий проект – театрализованная постановка. Фольклор народов России. Содержание:
музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации (по выбору
учителя может быть представлена культура 2–3 регионов Российской Федерации. Особое внимание
следует уделить как наиболее распространённым чертам, так и уникальным самобытным явлениям,
например: тувинское горловое пение, кавказская лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке
республик Поволжья, Сибири). Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыкантыисполнители. Виды деятельности обучающихся знакомство с особенностями музыкального фольклора
различных народностей Российской Федерации; определение характерных черт, характеристика
типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); разучивание песен, танцев,
импровизация ритмических аккомпанементов на ударных инструментах; вариативно: исполнение на
доступных клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание
мелодии по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые
музыкальному творчеству народов России. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов.
Содержание: собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры,
интонации как основа для композиторского творчества. Виды деятельности обучающихся: диалог с
учителем о значении фольклористики; чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора;
слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций; определение
приёмов обработки, развития народных мелодий; разучивание, исполнение народных песен в
композиторской обработке; сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском
варианте; обсуждение аргументированных оценочных суждений на основе сравнения; вариативно:
аналогии с изобразительным искусством – сравнение фотографий подлинных образцов народных
промыслов (гжель, хохлома, городецкая роспись) с творчеством современных художников, модельеров,
дизайнеров, работающих в соответствующих техниках росписи.
Модуль № 2 «Классическая музыка». Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры
мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные
временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися

богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов,
воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях. Композитор –
исполнитель – слушатель. Содержание: композитор, исполнитель, особенности их деятельности,
творчества. Умение слушать музыку. Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале.
Виды деятельности обучающихся: просмотр видеозаписи концерта; слушание музыки, рассматривание
иллюстраций; диалог с учителем по теме занятия; «Я – исполнитель» (игра – имитация исполнительских
движений);игра «Я – композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз);освоение правил
поведения на концерте; вариативно: «Как на концерте» – выступление учителя или одноклассника,
обучающегося в музыкальной школе, с исполнением краткого музыкального произведения; посещение
концерта классической музыки. Композиторы – детям. Содержание: детская музыка П.И. Чайковского,
С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского и других композиторов. Понятие жанра. Песня, танец, марш.Виды
деятельности обучающихся: слушание музыки, определение основного характера, музыкальновыразительных средств, использованных композитором; подбор эпитетов, иллюстраций к музыке;
определение жанра; музыкальная викторина; вариативно: вокализация, исполнение мелодий
инструментальных пьес со словами; разучивание, исполнение песен; сочинение ритмических
аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам
маршевого и танцевального характера. Оркестр. Содержание: оркестр – большой коллектив
музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта – музыкальное соревнование солиста с
оркестром. Виды деятельности обучающихся: слушание музыки в исполнении оркестра; просмотр
видеозаписи; диалог с учителем о роли дирижёра; «Я – дирижёр» – игра-имитация дирижёрских жестов
во время звучания музыки; разучивание и исполнение песен соответствующей тематики; вариативно:
знакомство с принципом расположения партий в партитуре; работа по группам – сочинение своего
варианта ритмической партитуры. Музыкальные инструменты. Фортепиано. Содержание: рояль и
пианино, история изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и
«наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор).Виды деятельности обучающихся: знакомство с
многообразием красок фортепиано; слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов;
«Я – пианист» – игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки; слушание
детских пьес на фортепиано в исполнении учителя; демонстрация возможностей инструмента
(исполнение одной и той же пьесы тихо и громко, в разных регистрах, разными штрихами);вариативно:
посещение концерта фортепианной музыки; разбираем инструмент – наглядная демонстрация
внутреннего устройства акустического пианино; «Паспорт инструмента» – исследовательская работа,
предполагающая подсчёт параметров (высота, ширина, количество клавиш, педалей).Музыкальные
инструменты. Флейта.
Содержание: предки современной флейты, легенда о нимфе Сиринкс, музыка для флейты соло,
флейты в сопровождении фортепиано, оркестра (например, «Шутка» И.С. Баха, «Мелодия» из оперы
«Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси).Виды деятельности обучающихся: знакомство
с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов; слушание
музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов-инструменталистов; чтение учебных
текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления.
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель. Содержание: певучесть тембров струнных
смычковых инструментов, композиторы, сочинявшие скрипичную музыку, знаменитые исполнители,
мастера, изготавливавшие инструменты. Виды деятельности обучающихся: игра-имитация
исполнительских движений во время звучания музыки; музыкальная викторина на знание конкретных
произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов; разучивание, исполнение
песен, посвящённых музыкальным инструментам; вариативно: посещение концерта инструментальной
музыки; «Паспорт инструмента» – исследовательская работа, предполагающая описание внешнего вида
и особенностей звучания инструмента, способов игры на нём. Вокальная музыка. Содержание:
целовеческий голос – самый совершенный инструмент, бережное отношение к своему голосу, известные
певцы, жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс,
вокализ, кант. Виды деятельности обучающихся: определение на слух типов человеческих голосов
(детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов; знакомство с жанрами
вокальной музыки; слушание вокальных произведений композиторов-классиков; освоение комплекса
дыхательных, артикуляционных упражнений; вокальные упражнения на развитие гибкости голоса,
расширения его диапазона; проблемная ситуация: что значит красивое пение; музыкальная викторина на
знание вокальных музыкальных произведений и их авторов; разучивание, исполнение вокальных
произведений композиторов-классиков ;вариативно: посещение концерта вокальной музыки; школьный
конкурс юных вокалистов. Инструментальная музыка. Содержание: жанры камерной
инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет. Виды деятельности
обучающихся: знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки; слушание произведений
композиторов-классиков; определение комплекса выразительных средств; описание своего впечатления
от восприятия; музыкальная викторина; вариативно: посещение концерта инструментальной музыки;
составление словаря музыкальных жанров. Программная музыка. Содержание: программное название,

известный сюжет, литературный эпиграф. Виды деятельности обучающихся: слушание произведений
программной музыки; обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных
композитором; вариативно: рисование образов программной музыки; сочинение небольших миниатюр
(вокальные или инструментальные импровизации) по заданной программе. Симфоническая музыка.
Содержание: симфонический оркестр, тембры, группы инструментов, симфония, симфоническая
картина. Виды деятельности обучающихся: знакомство с составом симфонического оркестра, группами
инструментов; определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра; слушание
фрагментов симфонической музыки; «дирижирование» оркестром; музыкальная викторина; вариативно:
посещение концерта. Русские композиторы-классики. Содержание: творчество выдающихся
отечественных композиторов. Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством выдающихся
композиторов, отдельными фактами из их биографии; слушание музыки; фрагменты вокальных,
инструментальных, симфонических сочинений; круг характерных образов (картины природы, народной
жизни, истории);характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств;
наблюдение за развитием музыки; определение жанра, формы; чтение учебных текстов и
художественной литературы биографического характера; вокализация тем инструментальных
сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; вариативно: посещение
концерта; просмотр биографического фильма. Европейские композиторы-классики. Содержание:
творчество выдающихся зарубежных композиторов. Виды деятельности обучающихся: знакомство с
творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии; слушание музыки;
фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений; круг характерных образов
(картины природы, народной жизни, истории);характеристика музыкальных образов, музыкальновыразительных средств; наблюдение за развитием музыки; определение жанра, формы; чтение учебных
текстов и художественной литературы биографического характера; вокализация тем инструментальных
сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; вариативно: посещение
концерта; просмотр биографического фильма. Мастерство исполнителя. Содержание: творчество
выдающихся исполнителей-певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония,
Конкурс имени П.И. Чайковского. Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством
выдающихся исполнителей классической музыки; изучение программ, афиш консерватории,
филармонии; сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в исполнении разных
музыкантов; беседа на тему «Композитор – исполнитель – слушатель»; вариативно: посещение концерта
классической музыки; создание коллекции записей любимого исполнителя.
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека». Главное содержание данного модуля сосредоточено
вокруг рефлексивного исследования обучающимися психологической связи музыкального искусства и
внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального
интеллекта обучающихся, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание
собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений
искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный
комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщённые жизненные
ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля – воспитание чувства
прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей. Красота и вдохновение.
Содержание: стремление человека к красоте. Особое состояние – вдохновение. Музыка – возможность
вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей – хор, хоровод.
Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни
человека; слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии; двигательная
импровизация под музыку лирического характера «Цветы распускаются под музыку»; выстраивание
хорового унисона – вокального и психологического; одновременное взятие и снятие звука, навыки
певческого дыхания по руке дирижёра; разучивание, исполнение красивой песни; вариативно:
разучивание хоровода. Музыкальные пейзажи. Содержание: образы природы в музыке, настроение
музыкальных пейзажей, чувства человека, любующегося природой. Музыка – выражение глубоких
чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Виды деятельности
обучающихся: слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы; подбор
эпитетов для описания настроения, характера музыки; сопоставление музыки с произведениями
изобразительного искусства; двигательная импровизация, пластическое интонирование; разучивание,
одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте; вариативно: рисование «услышанных»
пейзажей и (или) абстрактная живопись – передача настроения цветом, точками, линиями; играимпровизация «Угадай моё настроение». Музыкальные портреты. Содержание: музыка, передающая
образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в
музыкальных интонациях. Виды деятельности обучающихся: слушание произведений вокальной,
программной инструментальной музыки, посвящённой образам людей, сказочных персонажей; подбор
эпитетов для описания настроения, характера музыки; сопоставление музыки с произведениями
изобразительного искусства; двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения;
разучивание, харáктерное исполнение песни – портретной зарисовки; вариативно: рисование, лепка

героя музыкального произведения; игра-импровизация «Угадай мой характер»; инсценировка –
импровизация в жанре кукольного (теневого) театра с помощью кукол, силуэтов. Какой же праздник
без музыки? Содержание: музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном
шествии, спортивном празднике. Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем о значении
музыки на празднике; слушание произведений торжественного, праздничного характера;
«дирижирование» фрагментами произведений; конкурс на лучшего «дирижёра»; разучивание и
исполнение тематических песен к ближайшему празднику; проблемная ситуация: почему на праздниках
обязательно звучит музыка; вариативно: запись видеооткрытки с музыкальным поздравлением;
групповые творческие шутливые двигательные импровизации «Цирковая труппа». Танцы, игры и
веселье. Содержание: музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость движения. Примеры
популярных танцев. Виды деятельности обучающихся: слушание, исполнение музыки скерцозного
характера; разучивание, исполнение танцевальных движений; танец-игра; рефлексия собственного
эмоционального состояния после участия в танцевальных композициях и импровизациях; проблемная
ситуация: зачем люди танцуют; ритмическая импровизация в стиле определённого танцевального жанра;
Музыка на войне, музыка о войне. Содержание: военная тема в музыкальном искусстве. Военные
песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого
барабана, трубы). Песни Великой Отечественной войны – песни Великой Победы. Виды деятельности
обучающихся: чтение учебных и художественных текстов, посвящённых песням Великой
Отечественной войны; слушание, исполнение песен Великой Отечественной войны, знакомство с
историей их сочинения и исполнения; обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие чувства вызывают
песни Великой Победы, почему? Как музыка, песни помогали российскому народу одержать победу в
Великой Отечественной войне? Главный музыкальный символ. Содержание: гимн России – главный
музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны. Виды
деятельности обучающихся: разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации; знакомство с
историей создания, правилами исполнения; просмотр видеозаписей парада, церемонии награждения
спортсменов; чувство гордости, понятия достоинства и чести; обсуждение этических вопросов,
связанных с государственными символами страны; разучивание, исполнение Гимна своей республики,
города, школы. Искусство времени. Содержание: музыка – временное искусство. Погружение в поток
музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития. Виды деятельности
обучающихся: слушание, исполнение музыкальных произведений, передающих образ непрерывного
движения; наблюдение за своими телесными реакциями (дыхание, пульс, мышечный тонус) при
восприятии музыки; проблемная ситуация: как музыка воздействует на человека; вариативно:
программная ритмическая или инструментальная импровизация «Поезд», «Космический корабль».
Модуль № 4 «Музыка народов мира». Данный модуль является продолжением и дополнением
модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет
непереходимых границ» – тезис, выдвинутый Д.Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся
по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость фольклора разных народов. Певец
своего народа. Содержание: интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов –
ярких представителей национального музыкального стиля своей страны. Виды деятельности
обучающихся: знакомство с творчеством композиторов; сравнение их сочинений с народной музыкой;
определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала; вокализация наиболее
ярких тем инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;
вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских мелодий,
прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, посвящённые
выдающимся композиторам. Музыка стран ближнего зарубежья Содержание: фольклор и
музыкальные традиции стран ближнего зарубежья (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Славянские музыкальные
традиции. Кавказские мелодии и ритмы. Композиторы и музыканты-исполнители стран ближнего
зарубежья. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками. Виды
деятельности обучающихся: знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других
стран; определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад,
интонации);знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных
инструментов; определение на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых,
ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная
игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; сравнение интонаций, жанров,
ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; разучивание и
исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью
звучащих жестов или на ударных инструментах);вариативно: исполнение на клавишных или духовых
инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские
проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира. Музыка стран
дальнего зарубежья. Содержание: музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор
европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Музыка Испании и Латинской

Америки. Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты.
Танцевальные жанры (по выбору учителя могут быть представлены болеро, фанданго, хота, танго,
самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и другие). Смешение традиций и культур в музыке Северной
Америки. Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии.
Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника. Музыка Средней Азии.
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана,
Киргизии, и других стран региона. Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями
музыкального фольклора народов других стран; определение характерных черт, типичных элементов
музыкального языка (ритм, лад, интонации);знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и
звучания народных инструментов; определение на слух тембров инструментов; классификация на
группы духовых, ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных
инструментов; двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах;
сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами
народов России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических
аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах);вариативно:
исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной
записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной
культуре народов мира. Диалог культур. Содержание: образы, интонации фольклора других народов и
стран в музыке отечественных и иностранных композиторов (в том числе образы других культур в
музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов).
Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством композиторов; сравнение их сочинений с
народной музыкой; определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала;
вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных
вокальных сочинений; вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах
композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты,
посвящённые выдающимся композиторам.
Модуль № 5 «Духовная музыка» Музыкальная культура России на протяжении нескольких
столетий была представлена тремя главными направлениями – музыкой народной, духовной и светской.
В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение
данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования
представить обучающимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства. Однако
знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения
других модулей. Звучание храма. Содержание: колокола, колокольные звоны (благовест, трезвон и
другие), звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Виды деятельности
обучающихся: обобщение жизненного опыта, связанного со звучанием колоколов; диалог с учителем о
традициях изготовления колоколов, значении колокольного звона; знакомство с видами колокольных
звонов; слушание музыки русских композиторов с ярко выраженным изобразительным элементом
колокольности (по выбору учителя могут звучать фрагменты из музыкальных произведений М.П.
Мусоргского, П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова и другие);выявление, обсуждение
характера, выразительных средств, использованных композитором; двигательная импровизация –
имитация движений звонаря на колокольне; ритмические и артикуляционные упражнения на основе
звонарских приговорок; вариативно: просмотр документального фильма о колоколах; сочинение,
исполнение на фортепиано, синтезаторе или металлофонах композиции (импровизации), имитирующей
звучание колоколов. Песни верующих. Содержание: молитва, хорал, песнопение, духовный стих.
Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Виды деятельности обучающихся:
слушание, разучивание, исполнение вокальных произведений религиозного содержания; диалог с
учителем о характере музыки, манере исполнения, выразительных средствах знакомство с
произведениями светской музыки, в которых воплощены молитвенные интонации, используется
хоральный склад звучания;
вариативно: просмотр документального фильма о значении молитвы; рисование по мотивам
прослушанных музыкальных произведений. Инструментальная музыка в церкви. Содержание: орган
и его роль в богослужении. Творчество И.С. Баха. Виды деятельности обучающихся: чтение учебных и
художественных текстов, посвящённых истории создания, устройству органа, его роли в католическом и
протестантском богослужении; ответы на вопросы учителя; слушание органной музыки И.С. Баха;
описание впечатления от восприятия, характеристика музыкально-выразительных средств; игровая
имитация особенностей игры на органе (во время слушания);звуковое исследование – исполнение
(учителем) на синтезаторе знакомых музыкальных произведений тембром органа; наблюдение за
трансформацией музыкального образа; вариативно: посещение концерта органной музыки;
рассматривание иллюстраций, изображений органа; проблемная ситуация – выдвижение гипотез о
принципах работы этого музыкального инструмента; просмотр познавательного фильма об органе;
литературное, художественное творчество на основе музыкальных впечатлений от восприятия органной
музыки. Искусство Русской православной церкви. Содержание: музыка в православном храме.

Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и другие). Музыка и живопись,
посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы. Виды деятельности обучающихся: разучивание,
исполнение вокальных произведений религиозной тематики, сравнение церковных мелодий и народных
песен, мелодий светской музыки; прослеживание исполняемых мелодий по нотной записи; анализ типа
мелодического движения, особенностей ритма, темпа, динамики; сопоставление произведений музыки и
живописи, посвящённых святым, Христу, Богородице; вариативно: посещение храма; поиск в Интернете
информации о Крещении Руси, святых, об иконах. Религиозные праздники. Содержание: праздничная
служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания (по выбору: на религиозных
праздниках той конфессии, которая наиболее почитаема в данном регионе Российской Федерации. В
рамках православной традиции возможно рассмотрение традиционных праздников с точки зрения, как
религиозной символики, так и фольклорных традиций (например: Рождество, Троица, Пасха).
Рекомендуется знакомство с фрагментами литургической музыки русских композиторов-классиков
(С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский и других композиторов).Виды деятельности обучающихся:
слушание музыкальных фрагментов праздничных богослужений, определение характера музыки, её
религиозного содержания; разучивание (с использованием нотного текста), исполнение доступных
вокальных произведений духовной музыки; вариативно: просмотр фильма, посвящённого религиозным
праздникам; посещение концерта духовной музыки; исследовательские проекты, посвящённые музыке
религиозных праздников.
Модуль № 6 «Музыка театра и кино». Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с
модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная
музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты). Для данного модуля особенно
актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные
постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов.
Музыкальная сказка на сцене, на экране. Содержание: характеры персонажей, отражённые в музыке.
Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль. Виды деятельности обучающихся: видеопросмотр музыкальной
сказки; обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры
героев; игра-викторина «Угадай по голосу»; разучивание, исполнение отдельных номеров из детской
оперы, музыкальной сказки; вариативно: постановка детской музыкальной сказки, спектакль для
родителей; творческий проект «Озвучиваем мультфильм». Театр оперы и балета. Содержание:
особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном
спектакле. Виды деятельности обучающихся: знакомство со знаменитыми музыкальными театрами;
просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с комментариями учителя; определение особенностей
балетного и оперного спектакля; тесты или кроссворды на освоение специальных терминов;
танцевальная импровизация под музыку фрагмента балета; разучивание и исполнение доступного
фрагмента, обработки песни (хора из оперы);«игра в дирижёра» – двигательная импровизация во время
слушания оркестрового фрагмента музыкального спектакля; вариативно: посещение спектакля или
экскурсия в местный музыкальный театр; виртуальная экскурсия по Большому театру; рисование по
мотивам музыкального спектакля, создание афиши. Балет. Хореография – искусство танца.
Содержание: сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из
балетов отечественных композиторов (например, балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.И.
Хачатуряна, В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина).Виды деятельности обучающихся: просмотр и обсуждение
видеозаписей – знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских
композиторов; музыкальная викторина на знание балетной музыки; вариативно: пропевание и
исполнение ритмической партитуры – аккомпанемента к фрагменту балетной музыки; посещение
балетного спектакля или просмотр фильма-балета; Опера. Главные герои и номера оперного
спектакля. Содержание: ария, хор, сцена, увертюра – оркестровое вступление. Отдельные номера из
опер русских и зарубежных композиторов (по выбору учителя могут быть представлены фрагменты из
опер Н.А. Римского-Корсакова («Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»), М.И. Глинки
(«Руслан и Людмила»), К.В. Глюка («Орфей и Эвридика»), Дж. Верди и других композиторов).Виды
деятельности обучающихся: слушание фрагментов опер; определение характера музыки сольной
партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения; знакомство с тембрами голосов
оперных певцов ;освоение терминологии; звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний;
разучивание, исполнение песни, хора из оперы; рисование героев, сцен из опер; вариативно: просмотр
фильма-оперы; постановка детской оперы. Сюжет музыкального спектакля Содержание: либретто,
развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы,
лейтмотивы. Виды деятельности обучающихся: знакомство с либретто, структурой музыкального
спектакля; рисунок обложки для либретто опер и балетов; анализ выразительных средств, создающих
образы главных героев, противоборствующих сторон; наблюдение за музыкальным развитием,
характеристика приёмов, использованных композитором; вокализация, пропевание музыкальных тем,
пластическое интонирование оркестровых фрагментов; музыкальная викторина на знание музыки;
звучащие и терминологические тесты; вариативно: создание любительского видеофильма на основе
выбранного либретто; просмотр фильма-оперы или фильма-балета. Оперетта, мюзикл. Содержание:

история возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана и
другие. Виды деятельности обучающихся: знакомство с жанрами оперетты, мюзикла; слушание
фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра; разучивание, исполнение отдельных
номеров из популярных музыкальных спектаклей; сравнение разных постановок одного и того же
мюзикла; вариативно: посещение музыкального театра: спектакль в жанре оперетты или мюзикла;
постановка фрагментов, сцен из мюзикла – спектакль для родителей. Кто создаёт музыкальный
спектакль? Содержание: профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы,
балерины и танцовщики, художники и другие. Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем по
поводу синкретичного характера музыкального спектакля; знакомство с миром театральных профессий,
творчеством театральных режиссёров, художников; просмотр фрагментов одного и того же спектакля в
разных постановках; обсуждение различий в оформлении, режиссуре; создание эскизов костюмов и
декораций к одному из изученных музыкальных спектаклей; вариативно: виртуальный квест по
музыкальному театру. Патриотическая и народная тема в театре и кино. Содержание: история
создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящённых нашему народу,
его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к
фильмам (например, опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки, опера «Война и мир», музыка к кинофильму
«Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и другие произведения). Виды
деятельности обучающихся: чтение учебных и популярных текстов об истории создания патриотических
опер, фильмов, о творческих поисках композиторов, создававших к ним музыку; диалог с учителем;
просмотр фрагментов крупных сценических произведений, фильмов; обсуждение характера героев и
событий; проблемная ситуация: зачем нужна серьёзная музыка; разучивание, исполнение песен о
Родине, нашей стране, исторических событиях и подвигах героев; вариативно: посещение театра
(кинотеатра) – просмотр спектакля (фильма) патриотического содержания; участие в концерте,
фестивале, конференции патриотической тематики.
Модуль № 7 «Современная музыкальная культура». Наряду с важнейшими сферами
музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые
столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в
данном случае является выделение явлений, персоналий и произведений, действительно достойных
внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие
«современная музыка» входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от
эмбиента до рэпа), для восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный
опыт. Поэтому на уровне начального общего образования необходимо заложить основы для
последующего развития в данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков,
существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных
композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать
баланс между современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии
отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового
звучания. Современные обработки классической музыки. Содержание: понятие обработки,
творчество современных композиторов исполнителей, обрабатывающих классическую музыку.
Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики? Виды деятельности обучающихся:
различение музыки классической и её современной обработки; слушание обработок классической
музыки, сравнение их с оригиналом; обсуждение комплекса выразительных средств, наблюдение за
изменением характера музыки; вокальное исполнение классических тем в сопровождении современного
ритмизованного аккомпанемента; Джаз. Содержание: особенности джаза: импровизационность, ритм.
Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов (по
выбору учителя могут быть представлены примеры творчества всемирно известных джазовых). Виды
деятельности обучающихся: знакомство с творчеством джазовых музыкантов; узнавание, различение на
слух джазовых композиций в отличие от других музыкальных стилей и направлений; определение на
слух тембров музыкальных инструментов, исполняющих джазовую композицию; вариативно:
разучивание, исполнение песен в джазовых ритмах; сочинение, импровизация ритмического
аккомпанемента с джазовым ритмом, синкопами; составление плейлиста, коллекции записей джазовых
музыкантов. Исполнители современной музыки. Содержание: творчество одного или нескольких
исполнителей современной музыки, популярных у молодёжи. Виды деятельности обучающихся:
просмотр видеоклипов современных исполнителей; сравнение их композиций с другими направлениями
и стилями (классикой, духовной, народной музыкой); вариативно: составление плейлиста, коллекции
записей современной музыки для друзей-других обучающихся (для проведения совместного досуга);
съёмка собственного видеоклипа на музыку одной из современных популярных композиций.
Электронные музыкальные инструменты. Содержание: современные «двойники» классических
музыкальных инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны. Виртуальные
музыкальные инструменты в компьютерных программах. Виды деятельности обучающихся: слушание
музыкальных композиций в исполнении на электронных музыкальных инструментах; сравнение их
звучания с акустическими инструментами, обсуждение результатов сравнения; подбор электронных

тембров для создания музыки к фантастическому фильму; вариативно: посещение музыкального
магазина (отдел электронных музыкальных инструментов); просмотр фильма об электронных
музыкальных инструментах; создание электронной композиции в компьютерных программах с
готовыми семплами (например, Garage Band).
Модуль № 8 «Музыкальная грамота». Данный модуль является вспомогательным и не может
изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда
подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также
задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках календарнотематического планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5–10
минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной
деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации
работы над следующим музыкальным материалом. Весь мир звучит. Содержание: звуки музыкальные и
шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр. Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звуками музыкальными и шумовыми; различение, определение на слух звуков различного
качества; игра – подражание звукам и голосам природы с использованием шумовых музыкальных
инструментов, вокальной импровизации; артикуляционные упражнения, разучивание и исполнение
попевок и песен с использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков. Звукоряд.
Содержание: нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы. Виды деятельности обучающихся:
знакомство с элементами нотной записи; различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в
отличие от других последовательностей звуков; пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда
от ноты «до»; разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах
звукоряда. Интонация. Содержание: выразительные и изобразительные интонации. Виды деятельности
обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи кратких интонаций
изобразительного (ку-ку, тик-так и другие) и выразительного (просьба, призыв и другие) характера;
разучивание, исполнение попевок, вокальных упражнений, песен, вокальные и инструментальные
импровизации на основе данных интонаций; слушание фрагментов музыкальных произведений,
включающих примеры изобразительных интонаций. Ритм. Содержание: звуки длинные и короткие
(восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта. Виды деятельности обучающихся:
определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных
длительностей и пауз; исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки,
притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов; игра «Ритмическое эхо», прохлопывание
ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов; разучивание,
исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры; слушание музыкальных произведений с
ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками);
Ритмический рисунок. Содержание: длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы.
Ритмические рисунки. Ритмическая партитура. Виды деятельности обучающихся: определение на слух,
прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и
пауз; исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или)
ударных инструментов простых ритмов; игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по
ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов; разучивание, исполнение на
ударных инструментах ритмической партитуры; слушание музыкальных произведений с ярко
выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками); Размер.
Содержание: равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.Виды деятельности
обучающихся: ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение сильных долей в размерах
2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах);определение на слух, по нотной записи
размеров 2/4, 3/4, 4/4;исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с хлопкамиакцентами на сильную долю, элементарными дирижёрскими жестами; слушание музыкальных
произведений с ярко выраженным музыкальным размером, танцевальные, двигательные импровизации
под музыку; вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий в
размерах 2/4, 3/4, 4/4; вокальная и инструментальная импровизация в заданном размере. Музыкальный
язык. Содержание: темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Штрихи (стаккато,
легато, акцент).Виды деятельности обучающихся: знакомство с элементами музыкального языка,
специальными терминами, их обозначением в нотной записи; определение изученных элементов на слух
при восприятии музыкальных произведений; наблюдение за изменением музыкального образа при
изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа,
динамики, штрихов);исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными
динамическими, темповыми, штриховыми красками; использование элементов музыкального языка для
создания определённого образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях;
вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий с ярко
выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками; исполнительская интерпретация на
основе их изменения. Составление музыкального словаря. Высота звуков. Содержание: регистры. Ноты
певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли,

бекары).Виды деятельности обучающихся: освоение понятий «выше-ниже»; определение на слух
принадлежности звуков к одному из регистров; прослеживание по нотной записи отдельных мотивов,
фрагментов знакомых песен, выделение знакомых нот, знаков альтерации; наблюдение за изменением
музыкального образа при изменении регистра; вариативно: исполнение на клавишных или духовых
инструментах попевок, кратких мелодий по нотам; выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре.
Мелодия. Содержание: мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки.
Мелодический рисунок .Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по
нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками;
исполнение, импровизация (вокальная или на звуковысотных музыкальных инструментах) различных
мелодических рисунков; вариативно: нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива;
обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз, похожих друг на друга;
исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких
мелодий по нотам. Сопровождение. Содержание: аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение,
проигрыш. Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи
главного голоса и сопровождения; различение, характеристика мелодических и ритмических
особенностей главного голоса и сопровождения; показ рукой линии движения главного голоса и
аккомпанемента; различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение,
проигрыш составление наглядной графической схемы; импровизация ритмического аккомпанемента к
знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах);вариативно: исполнение
простейшего сопровождения к знакомой мелодии на клавишных или духовых инструментах. Песня.
Содержание: куплетная форма. Запев, припев. Виды деятельности обучающихся: знакомство со
строением куплетной формы; составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной
формы; исполнение песен, написанных в куплетной форме; различение куплетной формы при слушании
незнакомых музыкальных произведений; вариативно: импровизация, сочинение новых куплетов к
знакомой песне. Лад. Содержание: понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска
звучания. Ступеневый состав. Виды деятельности обучающихся: определение на слух ладового
наклонения музыки; игра «Солнышко – туча»; наблюдение за изменением музыкального образа при
изменении лада; распевания, вокальные упражнения, построенные на чередовании мажора и минора;
исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской; вариативно: импровизация, сочинение в
заданном ладу; чтение сказок о нотах и музыкальных ладах. Пентатоника. Содержание: пентатоника –
пятиступенный лад, распространённый у многих народов. Виды деятельности обучающихся: слушание
инструментальных произведений, исполнение песен, написанных в пентатонике. Ноты в разных
октавах. Содержание: ноты второй и малой октавы. Басовый ключ. Виды деятельности обучающихся:
знакомство с нотной записью во второй и малой октаве; прослеживание по нотам небольших мелодий в
соответствующем диапазоне; сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных октавах;
определение на слух, в какой октаве звучит музыкальный фрагмент; вариативно: исполнение на
духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам.
Дополнительные обозначения в нотах. Содержание: реприза, фермата, вольта, украшения (трели,
форшлаги). Виды деятельности обучающихся: знакомство с дополнительными элементами нотной
записи; исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы. Ритмические рисунки
в размере 6/8. Содержание: размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм. Виды
деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических
рисунков в размере 6/8;исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки,
притопы) и (или) ударных инструментов; игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по
ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами; разучивание, исполнение на ударных
инструментах ритмической партитуры; слушание музыкальных произведений с ярко выраженным
ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками);вариативно: исполнение
на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий и аккомпанементов в размере
6/8.Тональность. Гамма. Содержание: тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные
тональности (до 2–3 знаков при ключе). Виды деятельности обучающихся: определение на слух
устойчивых звуков; игра «устой – неустой»;пение упражнений – гамм с названием нот, прослеживание
по нотам; освоение понятия «тоника»; упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до
тоники «Закончи музыкальную фразу»; вариативно: импровизация в заданной тональности. Интервалы.
Содержание: понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта,
секста, октава. Диссонансы: секунда, септима. Виды деятельности обучающихся: освоение понятия
«интервал»; анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон); различение на
слух диссонансов и консонансов, параллельного движения двух голосов в октаву, терцию, сексту;
подбор эпитетов для определения краски звучания различных интервалов; разучивание, исполнение
попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении; элементы
двухголосия; вариативно: досочинение к простой мелодии подголоска, повторяющего основной голос в
терцию, октаву; сочинение аккомпанемента на основе движения квинтами, октавами. Гармония.
Содержание: аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-

аккорд, аккордовая, арпеджио. Виды деятельности обучающихся: различение на слух интервалов и
аккордов; различение на слух мажорных и минорных аккордов; разучивание, исполнение попевок и
песен с мелодическим движением по звукам аккордов; вокальные упражнения с элементами
трёхголосия; определение на слух типа фактуры аккомпанемента исполняемых песен, прослушанных
инструментальных произведений; вариативно: сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии
песни. Музыкальная форма. Содержание: контраст и повтор как принципы строения музыкального
произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды.
Виды деятельности обучающихся: знакомство со строением музыкального произведения, понятиями
двухчастной и трёхчастной формы, рондо; слушание произведений: определение формы их строения на
слух; составление наглядной буквенной или графической схемы; исполнение песен, написанных в
двухчастной или трёхчастной форме; вариативно: коллективная импровизация в форме рондо,
трёхчастной репризной форме; создание художественных композиций (рисунок, аппликация) по законам
музыкальной формы. Вариации. Содержание: варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.
Виды деятельности обучающихся: слушание произведений, сочинённых в форме вариаций; наблюдение
за развитием, изменением основной темы; составление наглядной буквенной или графической схемы;
исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций; вариативно: коллективная
импровизация в форме вариаций.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты: в области гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения,
уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры
народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики; в области духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности в области
эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и
творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
стремление к самовыражению в разных видах искусства; в области научного познания: первоначальные
представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные
интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; в области
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: знание
правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде и
готовность к их выполнению; бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный
слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей
музыкотерапии; в области трудового воспитания: установка на посильное активное участие в
практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; в области экологического воспитания: бережное отношение к
природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные
учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
универсальных познавательных учебных действий: сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания,
произведения, жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального
звучания по определённому признаку; определять существенный признак для классификации,
классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка,
произведения, исполнительские составы); находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на
основе предложенного учителем алгоритма; выявлять недостаток информации, в том числе слуховой,
акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть универсальных познавательных учебных действий: на основе предложенных учителем вопросов
определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числев
отношении собственных музыкально-исполнительских навыков; с помощью учителя формулировать
цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей
музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; сравнивать несколько вариантов

решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями
(часть – целое, причина – следствие);формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования,
звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);прогнозировать возможное развитие
музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть универсальных
познавательных учебных действий: выбирать источник получения информации; согласно заданному
алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей
(законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете; анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей; анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные)по
предложенному учителем алгоритму; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации. У обучающегося будут сформированы умения как часть универсальных коммуникативных
учебных действий: невербальная коммуникация: воспринимать музыку как специфическую форму
общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (солоили в коллективе);передавать в
собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное
отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в
обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
вербальная коммуникация :воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек
зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);подготавливать небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный
материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность (сотрудничество):стремиться к объединению усилий, эмоциональной
эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; переключаться между различными
формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных
задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно
выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные
проектные, творческие задания с использованием предложенных образцов.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части универсальных
регулятивных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части универсальных учебных
действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные
действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных
действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения,
эмоционального душевного равновесия и т.д.).
Предметные результаты изучения музыки.
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по
музыке: с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную музыку, знают
правила поведения в театре, концертном зале; проявляют интерес к игре на доступных музыкальных
инструментах; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают
разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения,
композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт
восприятия, творческой и исполнительской деятельности; с уважением относятся к достижениям
отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора.

К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; определять на слух и
называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные
инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность
музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать
манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и
академических; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении
народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без
сопровождения; участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной,
танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав; различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш),
выделять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторовклассиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические,
вокальные и инструментальные), приводить примеры; исполнять (в том числе фрагментарно,
отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её
настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, кратко
описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства,
использованные композитором для создания музыкального образа; соотносить музыкальные
произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера,
комплекса выразительных средств.
К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека» обучающийся научится:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту
родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать
музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы:
напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь
со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, находить прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей
К концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира» обучающийся научится: различать
на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух
принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых
инструментов; различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в
сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и
жанров);различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), выделять
и называть типичные жанровые признаки.
К концу изучения модуля № 5 «Духовная музыка» обучающийся научится: определять
характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное
предназначение; исполнять доступные образцы духовной музыки; рассказывать об особенностях
исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других
конфессий согласно региональной религиозной традиции).
К концу изучения модуля № 6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится: определять
и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);различать
отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и другие), узнавать на слух и называть
освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; различать виды музыкальных
коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов,
определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их
роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец,
художник и другие.
К концу изучения модуля № 7 «Современная музыкальная культура» обучающийся
научится: различать разнообразные виды и жанры современной музыкальной культуры, стремиться к
расширению музыкального кругозора; различать и определять на слух принадлежность музыкальных
произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе
эстрады, мюзикла, джаза);анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие
основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными
средствами при исполнении; исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую
культуру звука.
К концу изучения модуля № 8 «Музыкальная грамота» обучающийся научится:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,

высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и другие), объяснять значение соответствующих терминов; различать изобразительные и
выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значения термина
«музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и
трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого
диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым
мелодическим рисунком.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».