Окружающий мир

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. ВОСКРЕСЕНОВКА
694411, Сахалинская область, Тымовский район,
село Воскресеновка, Школьная улица, д. 11
Е-mail: mbousoshvoskr@sakhalin.gov.ru
Сайт: http://shkolavoskr.ru
ИНН 6517006000/КПП 651701001
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

ВЫПИСКА
ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБОУ СОШ С. ВОСКРЕСЕНОВКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1-4 КЛАССЫ

Выписка верна
Директор

30.08.2024г
О.В. Самофалова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания. Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда
на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по
окружающему миру; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в
реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью
(наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и
воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям
народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение
духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия
гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к
природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного
проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и
планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и
обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание,
усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки
возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих
ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей
взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,
«Человек и его самость», «Человек и познание». Общее число часов, рекомендованных для изучения
окружающего мира, ‒ 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68
часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 1 КЛАССЕ.
Человек и общество. Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный,
школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Совместная деятельность с одноклассниками ‒ учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника:
удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места.
Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и
настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых. Домашний адрес. Россия ‒ наша Родина. Москва ‒ столица России. Символы
России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего
населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота
рукотворного мира. Правила поведения в социуме. Человек и природа. Природа ‒ среда обитания
человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к
предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода
и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе.
Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).
Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (название,
краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
Комнатные растения, правила содержания и ухода. Мир животных. Разные группы животных (звери,
насекомые, птицы, рыбы и другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о
домашних питомцах. Правила безопасной жизнедеятельности. Понимание необходимости соблюдения
режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование
бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного
поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Безопасность в
Интернете (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа

в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне
ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности. Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений: сравнивать происходящие в природе
изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;
приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть
главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);приводить примеры
лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде. Работа с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию
умений: понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста, иллюстраций,
видео, таблицы; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников;
уважительно относиться к разным мнениям; воспроизводить названия своего населенного пункта,
название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; соотносить предметы
декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу Российской Федерации, описывать
предмет по предложенному плану; описывать по предложенному плану время года, передавать в
рассказе своё отношение к природным явлениям; сравнивать домашних и диких животных, объяснять,
чем они различаются. Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений: сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни
(выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых
электроприборов); оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими
детьми, выполнять самооценку; анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения
режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования
электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность способствует формированию умений соблюдать правила общения в
совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение
правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ.
Человек и общество. Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на
карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России:
Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие. Характеристика отдельных исторических событий,
связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и другие). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы
России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные
достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на
карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение
труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление
схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах.
Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей –
главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа. Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и
созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия
жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение
сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным
признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений.
Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход
изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений
в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных
Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на
природе. Правила безопасной жизнедеятельности. Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна,
учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и
рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и
укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на
занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила
безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка,
размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера
телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в
Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа

в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне
ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности. Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений: ориентироваться в методах познания природы
(наблюдение, опыт, сравнение, измерение); определять на основе наблюдения состояние вещества
(жидкое, твёрдое, газообразное); различать символы Российской Федерации; различать деревья,
кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного); группировать растения: дикорастущие
и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного);различать прошлое, настоящее,
будущее.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует
формированию умений: различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
читать информацию, представленную в схеме, таблице; используя текстовую информацию, заполнять
таблицы; дополнять схемы; соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем
протекания. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: понятия и термины,
связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность;
поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион);понятия и
термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник);понятия и
термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание,
закаливание, безопасность, опасная ситуация);описывать условия жизни на Земле, отличие нашей
планеты от других планет Солнечной системы; создавать небольшие описания на предложенную тему
(например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес –
природное сообщество» и другие);создавать высказывания-рассуждения (например, признаки
животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой
природы);приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере
своей местности);описывать современные события от имени их участника. Регулятивные универсальные
учебные действия способствуют формированию умений: следовать образцу, предложенному плану и
инструкции при решении учебной задачи; контролировать с небольшой помощью учителя
последовательность действий по решению учебной задачи; оценивать результаты своей работы,
анализировать оценку учителя и других обучающихся, спокойно, без обид принимать советы и
замечания.
Совместная деятельность способствует формированию умений: строить свою учебную и
игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в
обществе; оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения,
проявления терпения и уважения к собеседнику; проводить в парах (группах) простые опыты по
определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план
работы, оценивать свой вклад в общее дело; определять причины возможных конфликтов, выбирать (из
предложенных) способы их разрешения.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 3 КЛАССЕ.
Человек и общество. Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой
и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина ‒ Российская
Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика
Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к
культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Семья –
коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным
ценностям. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям
с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества.
Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей
родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в
которых они находятся. Человек и природа. Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части
света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода,
природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами,
жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых
организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное
отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва,
её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные
представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.

Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе
и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения
(свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края,
названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных.
Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие
животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые
для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в
природном сообществе: растения ‒ пища и укрытие для животных; животные – распространители
плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного
края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила
безопасной жизнедеятельности. Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и
пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций
и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки
безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта
(правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту
самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках
мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть «Интернет».
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных
действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые
логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий
способствуют формированию умений проводить несложные наблюдения в природе (сезонные
изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе
результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни
животного; определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и
отношения между объектами и явлениями; моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой
(историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует
формированию умений: понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и
интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны,
воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; читать несложные
планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; находить по предложению
учителя информацию в разных источниках: текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в
условиях контролируемого входа); соблюдать правила безопасности при работе в информационной
среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: знать
понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник
культуры);знать понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель
Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);знать понятия и
термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки,
опасные ситуации, предвидение);описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; описывать
схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы; приводить
примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; называть признаки
(характеризовать) животного (растения) как живого организма; описывать (характеризовать) отдельные
страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи
учителя); устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений: участвовать в совместной
деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; оценивать результаты

деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; выполнять
правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение,
мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ.
Человек и общество. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства.
Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России.
Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных
исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления
общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День
защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России,
День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся
люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка
Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры.
Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность
каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа. Методы
познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию
природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена
дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца
и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности
родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море,
озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие
реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия,
краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка
Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России: общее
представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы.
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности. Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города;
правила безопасного поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила
безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств
защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной
мобильности.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание
государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных
действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые
логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий
способствуют формированию умений: устанавливать последовательность этапов возрастного развития
человека; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде
обитания; моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма
поверхности); соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; определять разрыв между
реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует
формированию умений: использовать умения работать с информацией, представленной в разных
формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования
электронных образовательных и информационных ресурсов; использовать для уточнения и расширения

своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и
информационно-телекомуникационную сеть «Интернет» (в условиях контролируемого выхода);
подготавливать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации,
подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник,
берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов;
объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; создавать текст-рассуждение:
объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; описывать ситуации
проявления нравственных качеств: отзывчивости, доброты, справедливости и других; составлять
краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей
жизни природных зон, пищевых цепей);составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина
Российской Федерации»; создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей
страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные
ошибки; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия
при необходимости; принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; находить
ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений: выполнять правила совместной
деятельности при выполнении разных ролей: руководителя, подчинённого, напарника, члена большого
коллектива; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности,
объективно оценивать свой вклад в общее дело; анализировать ситуации, возникающие в процессе
совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и
жизни других людей.
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру на уровне начального
общего образования. Личностные результаты освоения программы по окружающему миру
характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:
гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине
– России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к
своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание
прав и ответственности человека как члена общества;
духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к
людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе
нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил
совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных
знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому
и психическому здоровью;
трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе;
ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека,
необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности,

инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у
обучающегося будут
сформированы
познавательные
универсальные
учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий: понимать целостность окружающего мира
(взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во
времени и в пространстве);сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
;находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий: проводить (по предложенному и
самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять
разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных
вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать
ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания;
природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и
его результаты и другие);проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть ‒ целое, причина ‒
следствие);формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий: использовать различные источники для поиска
информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в
предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного
учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную
информацию: схему, таблицу, иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в
условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с
помощью учителя);анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику
;использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной
жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание,
рассуждение, повествование);конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать
деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
подготавливать небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото,
плакаты и другие) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий: планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по
решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля и самооценки как части
регулятивных универсальных учебных действий: осуществлять контроль процесса и результата своей
деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои
действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);предвидеть возможность возникновения
трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских

ситуациях, опасных для здоровья и жизни; объективно оценивать результаты своей деятельности,
соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия,
при необходимости корректировать их.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: понимать значения
коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно
участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на
основе изученного материала по окружающему миру);коллективно строить действия по достижению
общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться выполнять правила совместной
деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием
разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их без участия
взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. Предметные результаты изучения окружающего
мира.
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: называть себя и членов своей семьи по
фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в
социуме и на природе; воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны; приводить
примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей
своей семьи, профессий; различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком,
и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери);описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в
родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в
разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки; применять правила ухода за комнатными
растениями и домашними животными; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей
местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под
руководством учителя; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила
поведения в быту, в общественных местах; соблюдать правила безопасности на учебном месте
обучающегося; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств, оснащенных экраном; соблюдать правила
здорового питания и личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать
правила безопасного поведения в природе; с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться
электронным дневником и электронными образовательными и информационными ресурсами.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: находить Россию на карте мира, на
карте России – Москву, свой регион и его главный город; узнавать государственную символику
Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям
и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать
правила нравственного поведения в социуме и на природе; распознавать изученные объекты
окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий
прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными
объектами, измерения; приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры,
иллюстрирующие значение природы в жизни человека; описывать на основе предложенного плана или
опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные
экспонаты);описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные
объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты; группировать изученные объекты живой и
неживой природы по предложенным признакам; сравнивать объекты живой и неживой природы на
основе внешних признаков; ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу,
компасу; создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать
для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к
объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила
безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и
метро; соблюдать режим дня и питания; безопасно использовать мессенджеры в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»; безопасно
осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости).
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: различать государственную символику
Российской Федерации (гимн, герб, флаг);проявлять уважение к государственным символам России и
своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и

других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; приводить примеры
памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России,
городов Российской Федерации с богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира; различать расходы и доходы семейного
бюджета; распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире; проводить по предложенному плану или инструкции небольшие
опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и
измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; группировать изученные
объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному
количеству признаков объекты живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана
изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы; использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; фиксировать
результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные
результаты и делать выводы; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о
природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);соблюдать
правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта соблюдать
основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы
здорового питания;соблюдать основы профилактики заболеваний; соблюдать правила безопасного
поведения во дворе жилого дома; соблюдать правила нравственного поведения на природе; безопасно
использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационнокоммуникационную сеть «Интернет»; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при
общении в мессенджерах.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: проявлять уважение к семейным
ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать на физической карте изученные
крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию
России);показывать на исторической карте места изученных исторических событий; находить место
изученных событий на «ленте времени»; знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических деятелей веками и периодами
истории России; рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях
истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана
изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику
России и своего региона; проводить по предложенному (самостоятельно составленному) плану или
выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием
простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного
труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам
и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой
природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных
характерных свойств ;использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших
явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений
в природе своей местности, причины смены природных зон);называть наиболее значимые природные
объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);называть экологические
проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать
правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры
населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях
культуры (музеях, библиотеках и других);соблюдать правила безопасного поведения при езде на
велосипеде, самокате и других средствах индивидуальной мобильности; осуществлять безопасный
поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в Интернете; соблюдать правила
безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».