Русский язык

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. ВОСКРЕСЕНОВКА
694411, Сахалинская область, Тымовский район,
село Воскресеновка, Школьная улица, д. 11
Е-mail: mbousoshvoskr@sakhalin.gov.ru
Сайт: http://shkolavoskr.ru
ИНН 6517006000/КПП 651701001
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

ВЫПИСКА
ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБОУ СОШ С. ВОСКРЕСЕНОВКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК 1-4 КЛАССЫ

Выписка верна
Директор

30.08.2024г
О.В. Самофалова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по русскому языку на уровне начального общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания. На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение
в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных
учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного
общего образования, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания
действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса
обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Русский язык обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её
компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей,
развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях
общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые
функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие,
способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов
России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом
определяют возможность самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных
жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом
присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции
личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми
личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению
русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на
территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка
межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение,
письмо; овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика,
графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и
особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного
языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета; развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного
языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся
направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку
навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой
деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Программа по русскому языку позволит педагогическому работнику: реализовать в процессе
преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО; определить и структурировать
планируемые результаты обучения и содержание русского языка по годам обучения в соответствии с
ФГОС НОО; разработать календарно­тематическое планирование с учётом особенностей конкретного
класса.
В программе по русскому языку определяются цели изучения учебного предмета на уровне
начального общего образования, планируемые результаты освоения обучающимися русского языка:

личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с
учётом методических традиций и особенностей преподавания русского языка на уровне начального
общего образования. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года
русского языка. Программа по русскому языку устанавливает распределение учебного материала по
классам, основанное на логике развития предметного содержания и учёте психологических и
возрастных особенностей обучающихся. Программа по русскому языку предоставляет возможности для
реализации различных методических подходов к преподаванию русского языка при условии сохранения
обязательной части содержания учебного предмета. Содержание программы по русскому языку
составлено таким образом, что достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных
результатов обеспечивает преемственность и перспективность в изучении русского языка на уровне
начального общего образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению.
Общее число часов, рекомендованных для изучения русского языка, –675 (5 часов в неделю в
каждом классе): в 1 классе – 165 часов, во 2–4 классах – по 170 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 1 КЛАССЕ.
Обучение грамоте.
Начальным этапом изучения учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение» в 1 классе
является учебный курс «Обучение грамоте»: обучение письму идёт параллельно с обучением чтению.
На учебный курс «Обучение грамоте» рекомендуется отводить 9 часов в неделю: 5 часов учебного
предмета «Русский язык» (обучение письму) и 4 часа учебного предмета «Литературное чтение»
(обучение чтению). Продолжительность учебного курса «Обучение грамоте» зависит от уровня
подготовки класса и может составлять от 20 до 23 недель, соответственно, продолжительность изучения
систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.
Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге. Понимание текста при его
прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение
слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Фонетика. Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление
последовательности звуков в слове и определение количества звуков. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми
моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной
модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и
мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная
единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики.
Буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий
знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Последовательность
букв в русском алфавите.
Чтение. Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое
чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное
чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками
препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений.
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.
Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным почерком.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Приёмы и последовательность правильного списывания текста.
Орфография и пунктуация. Правила правописания и их применение: раздельное написание
слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях «жи», «ши» (в положении под ударением),
«ча», «ща», «чу», «щу»; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей,
клички животных); перенос по слогам слов без стечения согласных; знаки препинания в конце
предложения.
Систематический курс. Общие сведения о языке. Язык как основное средство человеческого
общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика. Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные
ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные
звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Слог.

Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения
согласных).
Графика1. Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение при письме твёрдости
согласных звуков буквами «а», «о», «у», «ы», «э»; слова с буквой «э». Обозначение при письме мягкости
согласных звуков буквами «е», «ё», «ю», «я», «и». Функции букв «е», «ё», «ю», «я». Мягкий знак как
показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения
звукового и буквенного состава слова в словах, например, стол и конь. Небуквенные графические
средства: пробел между словами, знак переноса.Русский алфавит: правильное название букв, их
последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия2.Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на основе ограниченного перечня слов,
отрабатываемого в учебнике, включённом в федеральный перечень учебников0F3 (далее – учебник).
Лексика. Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака
предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис. Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение
над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуация4. Правила правописания и их применение: раздельное написание
слов в предложении; прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и
фамилиях людей, кличках животных; перенос слов (без учёта морфемного членения слова); гласные
после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), «ча», «ща», «чу», «щу»; сочетания
«чк», «чн»; слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Алгоритм списывания текста.
Развитие речи. Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи
(ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного
общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Нормы
речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой). Составление небольших рассказов на основе наблюдений.
Изучение русского языка в 1 классе позволяет на пропедевтическом уровне организовать работу
над рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности. Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий: сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей: определять отличительные
особенности гласных и согласных звуков; твёрдых и мягких согласных звуков; сравнивать звуковой и
буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей: определять совпадения и расхождения в
звуковом и буквенном составе слов; устанавливать основания для сравнения звукового состава слов:
выделять признаки сходства и различия; характеризовать звуки по заданным признакам; приводить
примеры гласных звуков; твёрдых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных
звуков; слов с заданным звуком. Базовые исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий: проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем
правилу, подбирать слова к модели; формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного
состава слова; использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов. Работа с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник
получения информации: уточнять написание слова по орфографическому словарику учебника; место
ударения в слове по перечню слов, отрабатываемых в учебнике; анализировать графическую
информацию – модели звукового состава слова; самостоятельно создавать модели звукового состава
слова. Общение как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать
суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога; воспринимать разные точки зрения; в процессе учебного диалога
отвечать на вопросы по изученному материалу; строить устное речевое высказывание об обозначении
звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова.
1

Раздел «Графика» в учебном курсе «Обучения грамоте» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на
этот раздел отдельные часы в тематическом планировании не предусмотрены
2
Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах учебного предмета «Русский язык»,
поэтому на этот раздел в тематическом планировании отдельные часы не предусмотрены.
3
Пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
4
Раздел «Орфография и пунктуация» в учебном курсе «Обучения грамоте» изучается параллельно с разделом
«Письмо», поэтому на этот раздел в тематическом планировании отдельные часы не предусмотрены.

Самоорганизация как часть регулятивных универсальных учебных действий: определять
последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова; определять
последовательность учебных операций при списывании; удерживать учебную задачу при проведении
звукового анализа, при обозначении звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку:
применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат.
Самоконтроль как часть регулятивных универсальных учебных действий: находить ошибку,
допущенную при проведении звукового анализа, при письме под диктовку или списывании слов,
предложений, с использованием указаний педагога о наличии ошибки; оценивать правильность
написания букв, соединений букв, слов, предложений.
Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план
действий по её достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения
участников совместной работы; ответственно выполнять свою часть работы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ.
Общие сведения о языке. Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной
культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира.
Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика. Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых и
мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’],
[щ’]; обозначение при письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв «е», «ё», «ю», «я»
(повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука:
гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный –
непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Функции «ь»: показатель мягкости
предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование при письме
разделительных «ъ» и «ь». Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами «е», «ё»,
«ю», «я» (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел
между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия5. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом
в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для
решения практических задач.
Лексика. Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее
представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по
тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова
(простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика). Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение
изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).
Морфология. Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»),
употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и
другие), употребление в речи.Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее
распространённые предлоги: «в», «на», «из», «без», «над», «до», «у», «о», «об» и другие.
Синтаксис. Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение
как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в
устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений
по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация. Прописная буква в начале предложения и в именах собственных
(имена и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со
строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях «жи»,
«ши» (в положении под ударением), «ча», «ща», «чу», «щу»; сочетания «чк», «чн» (повторение правил
правописания, изученных в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
5

Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах курса, поэтому на этот раздел в
тематическом планировании отдельные часы не предусмотрены.

орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического
словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при
проверке
собственных
и
предложенных
текстов.
Правила
правописания
и
их
применение:разделительный мягкий знак; сочетания «чт», «щн», «нч»; проверяемые безударные
гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах
собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; раздельное
написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и другие). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм
речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и
групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного
рассказа с использованием личных наблюдений и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность
предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие
текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и
поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением
правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30–45 слов с
использованием вопросов.
Изучение русского языка во 2 классе позволяет на пропедевтическом уровне организовать
работу над рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности. Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий: сравнивать однокоренные (родственные) слова и синонимы; однокоренные
(родственные) слова и слова с омонимичными корнями: называть признаки сходства и различия;
сравнивать значение однокоренных (родственных) слов: указывать сходство и различие лексического
значения; сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов: выявлять случаи
чередования; устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают;
характеризовать звуки по заданным параметрам; определять признак, по которому проведена
классификация звуков, букв, слов, предложений; находить закономерности в процессе наблюдения за
языковыми единицами; ориентироваться в изученных понятиях (корень, окончание, текст); соотносить
понятие с его краткой характеристикой. Базовые исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий: проводить по предложенному плану наблюдение за языковыми
единицами (слово, предложение, текст); формулировать выводы и предлагать доказательства того, что
слова являются (не являются) однокоренными (родственными).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать
источник получения информации: словарь учебника для получения информации; устанавливать с
помощью словаря значения многозначных слов; согласно заданному алгоритму находить в
предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую,
графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; «читать» информацию,
представленную в схеме, таблице; с помощью учителя на уроках русского языка создавать схемы,
таблицы для представления информации. Общение как часть коммуникативных универсальных
учебных действий: воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; признавать возможность
существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми
единицами; корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за
языковыми единицами; строить устное диалогическое выказывание; строить устное монологическое
высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации; устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного или
услышанного текста.
Самоорганизация как часть регулятивных универсальных учебных действий: планировать с
помощью учителя действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность
выбранных действий.
Самоконтроль как часть регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать с
помощью учителя причины успеха (неудач) при выполнении заданий по русскому языку;

корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в
слове корня и окончания, при списывании текстов и записи под диктовку.
Совместная деятельность: строить действия по достижению цели совместной деятельности при
выполнении парных и групповых заданий на уроках русского языка: распределять роли, договариваться,
корректно делать замечания и высказывать пожелания участникам совместной работы, спокойно
принимать замечания в свой адрес, мирно решать конфликты (в том числе с помощью учителя);
совместно обсуждать процесс и результат работы; ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 3 КЛАССЕ.
Сведения о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика. Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный
(безударный); согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный
(непарный); функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования при письме
разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного).Соотношение звукового и
буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия6. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии
с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика. Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова
(ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление). Состав слова (морфемика). Корень как обязательная
часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов;
различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями;
выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение
изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс – значимые
части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Морфология. Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в
речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные
мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам
(склонение). Имена существительные 1, 2, 3­го склонения. Имена существительные одушевлённые и
неодушевлённые. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость
формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по
родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на «-ий», «-ов», «-ин»). Склонение имён
прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи.
Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Глагол: общее
значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее,
прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем
времени. Частица «не», её значение.
Синтаксис. Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов
связи между словами в предложении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и
нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами «и», «а», «но» и без
союзов.
Орфография и пунктуация. Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и
предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила
правописания и их применение: разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные в корне
слова; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; безударные гласные в падежных
окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения); безударные гласные в падежных
окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения); раздельное написание предлогов с личными
местоимениями; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); раздельное написание частицы не с глаголами.

6

Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах курса, поэтому на этот раздел в
тематическом планировании отдельные часы не предусмотрены

Развитие речи. Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба,
извинение, благодарность, отказ и другие Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в
ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и
аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении
парной и групповой работы. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо
владеющими русским языком. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе:
признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с
нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание
текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов,
союзов «и», «а», «но». Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание,
рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Жанр письма, объявления. Изложение
текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее чтение. Функции
ознакомительного чтения, ситуации применения.
Изучение русского языка в 3 классе позволяет организовать работу над рядом метапредметных
результатов: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать
грамматические признаки разных частей речи: выделять общие и различные грамматические признаки;
сравнивать тему и основную мысль текста; сравнивать типы текстов (повествование, описание,
рассуждение): выделять особенности каждого типа текста; сравнивать прямое и переносное значение
слова; группировать слова на основании того, какой частью речи они являются; объединять имена
существительные в группы по определённому грамматическому признаку (например, род или число),
самостоятельно находить возможный признак группировки; определять существенный признак для
классификации звуков, предложений; ориентироваться в изученных понятиях (подлежащее, сказуемое,
второстепенные члены предложения, часть речи, склонение) и соотносить понятие с его краткой
характеристикой. Базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий: определять разрыв между реальным и желательным качеством текста на основе
предложенных учителем критериев; с помощью учителя формулировать цель изменения текста,
планировать действия по изменению текста; высказывать предположение в процессе наблюдения за
языковым материалом; проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы об
особенностях каждого из трёх типов текстов, подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения; выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип текста (на основе
предложенных критериев). Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий: выбирать источник получения информации при выполнении мини­исследования;
анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации как результата наблюдения за
языковыми единицами. Общение как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные
тексты (описание, рассуждение, повествование), соответствующие ситуации общения; подготавливать
небольшие выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного
мини­исследования, проектного задания; создавать небольшие устные и письменные тексты,
содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого
этикета. Самоорганизация как часть регулятивных универсальных учебных действий: планировать
действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль как часть регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины
успеха (неудач) при выполнении заданий по русскому языку; корректировать с помощью учителя свои
учебные действия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при определении
части речи, члена предложения при списывании текстов и записи под диктовку. Совместная
деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) при выполнении коллективного мини­исследования или проектного задания на
основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
выполнять совместные (в группах) проектные задания с использованием предложенных образцов; при
выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя
(лидера), подчиненного, проявлять самостоятельность, организованность, инициативность для
достижения общего успеха деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ.
Сведения о русском языке. Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини­исследование, проект.

Фонетика и графика. Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по
заданным параметрам. Звуко­буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).
Орфоэпия7. Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков
и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного
языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических
словарей русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика. Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов,
антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов
(простые случаи).
Состав слова (морфемика). Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа
слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов
изученных частей речи (ознакомление).
Морфология. Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение
имён существительных (кроме существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «-ия»; на «-ья», например,
«гостья»; на «­ье», например, «ожерелье» во множественном числе; а также кроме собственных имён
существительных на «-ов», «-ин», «-ий»); имена существительные 1, 2, 3­го склонения (повторение
изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость
формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные
местоимения 1­го и 3­го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ
спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление).
Значение, вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз;
союзы «и», «а», «но» в простых и сложных предложениях. Частица «не», «её» значение (повторение).
Синтаксис. Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и
различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и
побудительные);
виды
предложений
по
эмоциональной
окраске
(восклицательные
и
невосклицательные); связь между словами в предложении (при помощи смысловых вопросов);
распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного). Связь между словами
в словосочетании. Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами «а», «но», с одиночным
союзом «и». Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Простое и сложное
предложения (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами «и», «а», «но»;
бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация. Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки;
различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова. Правила правописания и их применение: безударные падежные окончания имён
существительных (кроме существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «-ия», на «-ья», например, «гостья»,
на «­ье», например, «ожерелье» во множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на «-ов», «-ин», «-ий»); безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица единственного числа; наличие или
отсутствие мягкого знака в глаголах на «-ться» и «-тся»; безударные личные окончания глаголов; знаки
препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами «и», «а», «но» и без
союзов. Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки
препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи. Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации
устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другие); диалог;
монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных
и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы. Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в
явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в
соответствии с поставленной задачей.
Изучение русского языка в 4 классе позволяет организовать работу над рядом метапредметных
результатов: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
7

Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах курса, поэтому на этот раздел в
тематическом планировании отдельные часы не предусмотрены.

учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: устанавливать
основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи; устанавливать основания для
сравнения слов, относящихся к одной части речи, отличающихся грамматическими признаками;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются; объединять глаголы в группы
по определённому признаку (например, время, спряжение); объединять предложения по определённому
признаку, самостоятельно устанавливать этот признак; классифицировать предложенные языковые
единицы; устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам; ориентироваться в
изученных понятиях (склонение, спряжение, неопределённая форма, однородные члены предложения,
сложное предложение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой. Базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать несколько вариантов
выполнения заданий по русскому языку, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных
критериев);проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа (звуко­буквенный,
морфемный, морфологический, синтаксический);формулировать выводы и подкреплять их
доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, мини­исследования); выявлять недостаток информации для решения
учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; прогнозировать возможное
развитие речевой ситуации.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать
источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации,
необходимой для решения учебно­практической задачи; находить дополнительную информацию,
используя справочники и словари; распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых
единицах самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать
элементарные правила информационной безопасности при поиске для выполнения заданий по русскому
языку информации в Интернете; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
Общение как часть коммуникативных универсальных учебных действий:воспринимать и
формулировать суждения, выбирать языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями
и условиями общения в знакомой среде; строить устное высказывание при обосновании правильности
написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;создавать устные
и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), определяя необходимый в данной
речевой ситуации тип текста; подготавливать небольшие публичные выступления; подбирать
иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Самоорганизация как часть регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий; предвидеть трудности и возможные ошибки.
Самоконтроль как часть регулятивных универсальных учебных действий: контролировать
процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины; оценивать по предложенным
критериям общий результат деятельности и свой вклад в неё; принимать оценку своей работы.
Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно
выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные
проектные задания с использованием предложенных образцов, планов, идей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы по русскому языку на уровне начального
общего образования. результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы личностные результаты:
гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине,
в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в
том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление
уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с
которыми идёт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене
общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственное воспитание: осознание языка как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с использованием
собственного жизненного и читательского опыта; проявление сопереживания, уважения и

доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния
и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как
средства общения и самовыражения; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и
психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к
различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
экологическое воспитание: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами; неприятие действий, приносящих вред природе;
ценность научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, в том
числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной
картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка,
активность и самостоятельность в его познании.
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут
сформированы
познавательные
универсальные
учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые
единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другие); устанавливать
аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале
закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения
учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию; устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель,
планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов
выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини­исследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами
на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного
языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие действия при работе с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный
словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму
находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации. У обучающегося будут сформированы следующие действия общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения,

выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать
возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё
мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини­исследования, проектного задания; подбирать
иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут
сформированы следующие действия самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных
действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие действия
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха
(неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при
работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибки; сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по
предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие действия при
осуществлении совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять
совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
Предметные результаты изучения русского языка.
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: различать слово и предложение; выделять
слова из предложений; выделять звуки из слова; различать гласные и согласные звуки (в том числе
различать в словах согласный звук [й’] и гласный звук [и]);различать ударные и безударные гласные
звуки; различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);различать
понятия «звук» и «буква»; определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые
случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог; обозначать при письме
мягкость согласных звуков буквами «е», «ё», «ю», «я» и буквой «ь» в конце слова; правильно называть
буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для
упорядочения небольшого списка слов; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и
строчные буквы, соединения букв, слова; применять изученные правила правописания: раздельное
написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и
фамилии людей, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа
«согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях «жи», «ши» (в положении под
ударением), «ча», «ща», «чу», «щу»; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 25 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв)
слова, предложения из 3–5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится
с произношением; находить и исправлять ошибки по изученным правилам; понимать прослушанный
текст; читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в
соответствии со знаками препинания в конце предложения; находить в тексте слова, значение которых
требует уточнения; составлять предложение из набора форм слов; устно составлять текст из 3–5
предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений; использовать изученные понятия в
процессе решения учебных задач. Предметные результаты изучения русского языка.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: осознавать язык как основное средство
общения; характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный
парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением
согласных);
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом функций букв
«е», «ё», «ю», «я»; обозначать при письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине
слова; находить однокоренные слова; выделять в слове корень (простые случаи);выделять в слове
окончание; выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и
уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без
называния терминов);распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;распознавать слова,

отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие; распознавать слова, отвечающие на
вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;определять вид предложения по цели высказывания и
по эмоциональной окраске; находить место орфограммы в слове и между словами по изученным
правилам; применять изученные правила правописания, в том числе сочетания чк, чн, чт; щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная
буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное
написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак; правильно списывать
(без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов; писать под
диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с
учётом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника; строить устное
диалогическое и монологическое высказывания (2–4 предложения на определённую тему, по
наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; формулировать простые
выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1–2 предложения);составлять
предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; определять тему текста
и озаглавливать текст, отражая его тему;составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30–45 слов с использованием
вопросов; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в
процессе решения учебных задач.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: объяснять значение русского языка как
государственного языка Российской Федерации; характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки
вне слова и в слове по заданным параметрам; производить звуко­буквенный анализ слова (в словах с
орфограммами; без транскрибирования);определять функцию разделительных мягкого и твёрдого
знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом
функций букв «е», «ё», «ю», «я», в словах с разделительными «ь», «ъ», в словах с непроизносимыми
согласными; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные
слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и
синонимы; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к
словам разных частей речи; распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении
(простые случаи);определять значение слова в тексте; распознавать имена существительные; определять
грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе
имена существительные с ударными окончаниями; распознавать имена прилагательные; определять
грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по
падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён
существительных; распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и
«что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в
прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени – по
родам; распознавать личные местоимения (в начальной форме);использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов в тексте; различать предлоги и приставки; определять вид
предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить главные и второстепенные
(без деления на виды) члены предложения; распознавать распространённые и нераспространённые
предложения; находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам; применять
изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный
твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное
написание предлогов со словами; правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70
слов; писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки по изученным правилам; понимать тексты разных типов, находить в
тексте заданную информацию; формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной)
информации простые выводы (1–2 предложения);строить устное диалогическое и монологическое
высказывания (3–5 предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с соблюдением
орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2–4
предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием
норм речевого этикета; определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов «и», «а», «но»);определять ключевые слова в тексте; определять тему текста и
основную мысль текста; выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или
предложений их смысловое содержание; составлять план текста, создавать по нему текст и
корректировать текст; писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно
составленному плану; объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные
понятия в процессе решения учебных задач; уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: осознавать многообразие языков и культур
на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных
ценностей народа; объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского
языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека; проводить
звуко­буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава
слова; соотносить состав слова с представленной схемой; устанавливать принадлежность слова к
определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить
разбор имени существительного как части речи; определять грамматические признаки имён
прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного
как части речи; устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические
признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем
времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спрягать); проводить разбор глагола как части речи; определять грамматические признаки личного
местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3­го лица в единственном числе);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; различать
предложение, словосочетание и слово; классифицировать предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске; различать распространённые и нераспространённые предложения; распознавать
предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать
предложения с однородными членами в речи; разграничивать простые распространённые и сложные
предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные
сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные
предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные
сложные предложения без называния терминов);производить синтаксический разбор простого
предложения; находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам; применять
изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «-ия», на «-ья», например, «гостья»; на «­ье», например,
ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на «-ов», «-ин»,
«-ий»); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце
глаголов в форме 2­го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными
членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов; правильно списывать тексты объёмом не более
85 слов; писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил
правописания; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным
правилам; осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать
языковые средства в ситуации общения; строить устное диалогическое и монологическое высказывания
(4–6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого
взаимодействия; создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для конкретной
ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие); определять
тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с использованием темы или
основной мысли; корректировать порядок предложений и частей текста; составлять план к заданным
текстам; осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно)осуществлять выборочный
пересказ текста (устно)писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно
простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать
содержащуюся в тексте информацию; использовать ознакомительное чтение в соответствии с
поставленной задачей; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа
верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».