ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. ВОСКРЕСЕНОВКА
694411, Сахалинская область, Тымовский район,
село Воскресеновка, Школьная улица, д. 11
Е-mail: mbousoshvoskr@sakhalin.gov.ru
Сайт: http://shkolavoskr.ru
ИНН 6517006000/КПП 651701001
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

ВЫПИСКА
ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБОУ СОШ С. ВОСКРЕСЕНОВКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ) 1-4 КЛАССЫ

Выписка верна
Директор

30.08.2024г
О.В. Самофалова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по труду (технологии) на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания. Основной целью программы по труду (технологии) является успешная
социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения
культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах
его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических
умений, приобретение практических умений, необходимых для разумной организации собственной
жизни, воспитание ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе
практического знакомства с историей ремесел и технологий. Программа по труду (технологии)
направлена на решение системы задач: формирование общих представлений о технологической
культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как
результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях
создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях; формирование
основ чертежно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической
документацией (рисунок, чертеж, эскиз, схема); формирование элементарных знаний и представлений о
различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений; развитие сенсомоторных
процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных
знаний и умений в практической деятельности; развитие познавательных психических процессов и
приемов умственной деятельности в ходе выполнения практических заданий; развитие гибкости и
вариативности мышления, способностей к конструкторской и изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, культурным традициям, понимания
ценности предшествующих культур, отраженных в материальном мире; воспитание понимания
социального значения разных профессий, важности ответственного отношения каждого за результаты
труда; воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива; развитие социально
ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного
отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание
интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и
достижений, стремления к творческой самореализации; становление экологического сознания,
внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного
мира с миром природы; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение
правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику основных структурных единиц
(модулей), которые являются общими для каждого года обучения: труд, технологии, профессии и
производства;
технологии
ручной
обработки
материалов:
работы
с
бумагой
и картоном, с пластичными материалами, с природным материалом, с текстильными материалами и
другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома); конструирование и
моделирование: работа с конструктором (с учетом возможностей материально-технической базы
образовательной организации), конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных
материалов, природных и текстильных материалов, робототехника (с учетом возможностей
материально-технической базы образовательной организации); ИКТ (с учетом возможностей
материально-технической базы образовательной организации). В процессе освоения программы по
труду (технологии) обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на
развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и
использовать информацию. В программе по труду (технологии) осуществляется реализация
межпредметных связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчетов,
вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами,
именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств художественной
выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий
мир» (природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей
для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование
важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий
и обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для
создания образа, реализуемого в изделии). Общее число часов, рекомендованных для изучения труда
(технологии), – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 1 КЛАССЕ.

Технологии, профессии и производства. Природное и техническое окружение человека. Природа
как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их
передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера – условия
создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их
происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от
вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, поддержание
порядка во время работы, уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и
хранение инструментов. Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с
изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания. Традиции и праздники
народов России, ремесла, обычаи. Технологии ручной обработки материалов.
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование
конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий. Общее представление об
основных технологических операциях ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение
деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Способы
разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без
откладывания размеров) и изготовление изделий с использованием рисунков, графических инструкций,
простейших схем. Чтение условных графических изображений (знание операций, способов и приемов
работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки.
Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения
деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и другие. Приемы и правила
аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и
другие). Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их
свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека,
шаблон и другие), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их
виды (пластилин, пластика и другие). Приемы изготовления изделий доступной по сложности формы из
них: разметка «на глаз», отделение части (стекой, отрыванием), придание формы. Наиболее
распространенные виды бумаги, их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных
видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и другие. Резание бумаги ножницами.
Правила безопасного использования ножниц. Виды природных материалов (плоские – листья и
объемные – орехи, шишки, семена, ветки). Приемы работы с природными материалами: подбор
материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание,
склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина). Общее представление о тканях
(текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие).
Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. Использование дополнительных
отделочных материалов. Конструирование и моделирование. Простые и объемные конструкции из
разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и другие) и способы их создания. Общее
представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимное расположение в общей
конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ
конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели
(на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование
порядка действий в зависимости от желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в
зависимости от требуемого результата (замысла). ИКТ. Демонстрация учителем подготовленных
материалов на информационных носителях. Информация. Виды информации. Изучение труда
(технологии) в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной
деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в терминах,
используемых в технологии (в пределах изученного); воспринимать и использовать предложенную
инструкцию (устную, графическую); анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции; сравнивать отдельные изделия
(конструкции), находить сходство и различия в их устройстве.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий: воспринимать информацию (представленную в
объяснении учителя или в учебнике), использовать ее в работе; понимать и анализировать простейшую
знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий: участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное
мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к
одноклассникам, внимание к мнению другого человека; строить несложные высказывания, сообщения в
устной форме (по содержанию изученных тем).

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как
часть регулятивных универсальных учебных действий: принимать и удерживать в процессе
деятельности предложенную учебную задачу; действовать по плану, предложенному учителем, работать
с использованием графических инструкций учебника, принимать участие в коллективном построении
простого плана действий; понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться
ими в процессе анализа и оценки выполненных работ; организовывать свою деятельность: производить
подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нем порядок в течение урока, производить
необходимую уборку по окончании работы; выполнять несложные действия контроля и оценки по
предложенным критериям.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам
сотрудничества; принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы,
в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ.
Технологии, профессии и производства. Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные
представления об основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство
использования, эстетическая выразительность. Средства художественной выразительности (композиция,
цвет, тон и другие). Изготовление изделий с учетом данного принципа. Общее представление о
технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности
практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная
разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия
в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление изделий из различных
материалов с соблюдением этапов технологического процесса. Традиции и современность. Новая жизнь
древних профессий. Совершенствование их технологических процессов. Мир профессий. Мастера
и их профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе человеку. Элементарная
творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные
коллективные, групповые проекты. Технологии ручной обработки материалов. Многообразие
материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование и сравнение
элементарных физических, механических и технологических свойств различных материалов. Выбор
материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Знание и выполнение
основных технологических операций ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия:
разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание,
складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и другие), сборка изделия (сшивание).
Подвижное соединение деталей изделия. Использование соответствующих способов обработки
материалов в зависимости от вида и назначения изделия. Виды условных графических изображений:
рисунок, простейший чертеж, эскиз, схема. Чертежные инструменты – линейка, угольник, циркуль. Их
функциональное назначение, конструкция. Приемы безопасной работы колющими инструментами
(циркуль). Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия разреза,
сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений. Построение прямоугольника
от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с использованием простейших
чертежей, эскизов. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Сгибание и
складывание тонкого картона и плотных видов бумаги (биговка). Подвижное соединение деталей на
проволоку, толстую нитку. Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное
и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе
натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее
представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и ее варианты (перевивы,
наборы)
и
(или)
строчка
косого
стежка
и ее варианты (крестик, стебельчатая, елочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей
выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка
деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей). Использование дополнительных
материалов (например, проволока, пряжа, бусины и другие). Конструирование и моделирование.
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания гармоничной
композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм. Конструирование
и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное
соединение деталей конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в
изделие. ИКТ. Демонстрация учителем подготовленных материалов на информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
Изучение труда (технологии) во 2 классе способствует освоению ряда универсальных учебных
действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские

действия как часть познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в терминах,
используемых в технологии (в пределах изученного); выполнять работу в соответствии с образцом,
инструкцией, устной или письменной инструкцией; выполнять действия анализа и синтеза, сравнения,
группировки с учетом указанных критериев; строить рассуждения, проводить умозаключения,
проверять их в практической работе; воспроизводить порядок действий при решении учебной
(практической) задачи; осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной
формах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий: получать информацию из учебника и других
дидактических материалов, использовать ее в работе; понимать и анализировать знаковосимволическую информацию (чертеж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий: выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы,
дополнять ответы других обучающихся, высказывать свое мнение, отвечать на вопросы, проявлять
уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого человека; делиться
впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя, о выполненной работе,
созданном изделии.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как
часть регулятивных универсальных учебных действий: понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу;
выполнять действия контроля и оценки; воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся,
стараться учитывать их в работе.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: выполнять
элементарную совместную деятельность в процессе изготовления изделий, осуществлять
взаимопомощь; выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу,
договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительно относиться к чужому мнению.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 3 КЛАССЕ.
Технологии, профессии и производства. Непрерывность процесса деятельностного освоения мира
человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы
прогресса. Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие
предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного
искусства. Мир профессий. Современные производства и профессии, связанные с обработкой
материалов, аналогичных используемым на уроках труда (технологии). Общие правила создания
предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления
изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и
окружающей среды (общее представление). Мир современной техники. Информационнокоммуникационные технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач
на основе изучения природных законов – жесткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник
как устойчивая геометрическая форма и другие). Бережное и внимательное отношение к природе как
источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего. Элементарная творческая и проектная
деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики.
Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества, распределение работы,
выполнение социальных ролей (руководитель (лидер) и подчиненный). Технологии ручной обработки
материалов. Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов.
Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий, сравнительный
анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и
ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их декоративно-художественным и технологическим
свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия. Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и
другие), знание приемов их рационального и безопасного использования. Углубление общих
представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия, выстраивание
последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и
инструментов, экономная разметка материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка
изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка.
Изготовление объемных изделий из разверток. Преобразование разверток несложных форм. Технология
обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и другой).
Чтение и построение простого чертежа (эскиза) развертки изделия. Разметка деталей с использованием
простейших чертежей, эскизов. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в
схему, чертеж, эскиз. Выполнение измерений, расчетов, несложных построений. Выполнение рицовки
на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом. Технология обработки
текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий.

Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной
строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя – четырьмя
отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей. Использование дополнительных
материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии. Конструирование и моделирование.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе с использованием
конструктора по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным). Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора конструктора, их
использование
в
изделиях,
жесткость
и устойчивость конструкции. Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений,
технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций
(отдельных узлов, соединений) с учетом дополнительных условий (требований). Использование
измерений и построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную
трансформацию трехмерной конструкции в развертку (и наоборот). ИКТ. Информационная среда,
основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача
информации. Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту:
телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и другие. Современный
информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для
сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки
информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами,
Интернет, видео, DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим.
Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных
действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в терминах,
используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах
изученного); осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и
несущественных признаков; выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а
также графически представленной в схеме, таблице; определять способы доработки конструкций с
учетом предложенных условий; классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки); читать и
воспроизводить простой чертеж (эскиз) развертки изделия; восстанавливать нарушенную
последовательность выполнения изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий:
анализировать
и
использовать
знаковосимволические средства представления информации для создания моделей и макетов изучаемых
объектов; на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач, в том числе Интернет, под руководством учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий: строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой коммуникации; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и способах создания; описывать предметы рукотворного мира, оценивать их
достоинства; формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов
выполнения задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как
часть регулятивных универсальных учебных действий: принимать и сохранять учебную задачу,
осуществлять поиск средств для ее решения; прогнозировать необходимые действия для получения
практического результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей,
действовать по плану; выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочеты по
результатам работы, устанавливать их причины и искать способы устранения; проявлять волевую
саморегуляцию при выполнении задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: выбирать
себе партнеров по совместной деятельности не только по симпатии, но и по деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий
результат работы; выполнять роли лидера, подчиненного, соблюдать равноправие и дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ.
Технологии, профессии и производства. Профессии и технологии современного мира. Использование
достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических
материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как

универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и другие).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние современных
технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду, способы ее защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров. Бережное и
уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление изделий с учетом
традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание, шитье, вышивка и другие).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или собственного замысла,
поиск оптимальных конструктивных и технологических решений). Коллективные, групповые и
индивидуальные проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного года.
Использование комбинированных техник создания конструкций по заданным условиям в выполнении
учебных проектов. Технологии ручной обработки материалов. Синтетические материалы – ткани,
полимеры (пластик, поролон). Их свойства. Создание синтетических материалов с заданными
свойствами. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач.
Внесение дополнений и изменений в условные графические изображения в соответствии с
дополнительными (измененными) требованиями к изделию. Технология обработки бумаги и картона.
Подбор материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение
оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование
разных материалов в одном изделии. Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с
помощью чертежных инструментов. Освоение доступных художественных техник. Технология
обработки текстильных материалов. Обобщенное представление о видах тканей (натуральные,
искусственные, синтетические), их свойствах и областей использования. Дизайн одежды в зависимости
от ее назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в соответствии с замыслом,
особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по готовым лекалам (выкройкам), собственным
несложным. Строчка петельного стежка и ее варианты («тамбур» и другие), ее назначение (соединение и
отделка деталей) и (или) строчки петлеобразного и крестообразного стежков (соединительные и
отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен. Общее знакомство,
сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий их обработки в сравнении с освоенными
материалами. Комбинированное использование разных материалов. Конструирование и моделирование.
Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и
другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе конструктора, по
проектному заданию или собственному замыслу. Поиск оптимальных и доступных новых решений
конструкторско-технологических проблем на всех этапах аналитического и технологического процесса
при выполнении индивидуальных творческих и коллективных проектных работ. Робототехника.
Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота. Инструменты и детали для
создания робота. Конструирование робота. Составление алгоритма действий робота. Программирование,
тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация робота. ИКТ. Работа с
доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях информации. Электронные и
медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной, предметной преобразующей деятельности.
Работа с подготовленными цифровыми материалами. Поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ, использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и
другие. Создание презентаций в программе PowerPoint или другой.
Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных
действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в терминах,
используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах
изученного); анализировать конструкции предложенных образцов изделий; конструировать и
моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу,
схеме с использованием общепринятых условных обозначений и по заданным условиям; выстраивать
последовательность практических действий и технологических операций, подбирать материал и
инструменты, выполнять экономную разметку, сборку, отделку изделия; решать простые задачи на
преобразование конструкции; выполнять работу в соответствии с инструкцией (устной или
письменной); соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия в действии,
вносить необходимые дополнения и изменения; классифицировать изделия по самостоятельно
предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ
сборки); выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов (изделий) с
учетом данных критериев; анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять
основные и второстепенные составляющие конструкции.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий: находить необходимую для выполнения работы
информацию, пользуясь различными источниками, анализировать ее и отбирать в соответствии с
решаемой задачей; на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов
работы; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или
материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями; осуществлять
поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ; использовать рисунки
из ресурса компьютера в оформлении изделий и другие; использовать средства ИКТ для решения
учебныхи практических задач, в том числе Интернет, под руководством учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий: соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы,
аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремесел в России, высказывать свое отношение к предметам
декоративно-прикладного искусства разных народов Российской Федерации; создавать текстырассуждения: раскрывать последовательность операций при работе с разными материалами; осознавать
культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль в жизни каждого человека,
ориентироваться в традициях организации и оформления праздников.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как
часть регулятивных универсальных учебных действий: понимать и принимать учебную задачу,
самостоятельно определять цели учебно-познавательной деятельности; планировать практическую
работу в соответствии с поставленной целью и выполнять ее в соответствии с планом; на основе анализа
причинно-следственных связей между действиями и их результатами прогнозировать практические
«шаги» для получения необходимого результата; выполнять действия контроля (самоконтроля) и
оценки, процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые
действия; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, выполнять
функции руководителя или подчиненного, осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы, в доброжелательной
форме комментировать и оценивать их достижения; в процессе анализа и оценки совместной
деятельности высказывать свои предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению
мнение других обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться к разной оценке своих
достижений.
Планируемые результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне начального
общего образования. Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения
труда (технологии) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты: первоначальные представления о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования
рукотворного мира с миром природы, ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире, чувство
сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других
народов; проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды, эстетические
чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных
объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры; проявление положительного
отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к
творческой самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат, способность к
различным видам практической преобразующей деятельности; проявление устойчивых волевых качеств
и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение
справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с
учетом этики общения, проявление толерантности и доброжелательности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у
обучающегося будут
сформированы
познавательные
универсальные
учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в терминах и
понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию

в своих устных и письменных высказываниях; осуществлять анализ объектов и изделий с выделением
существенных и несущественных признаков; сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них
общее и различия; проводить обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного
характера) по изучаемой тематике; использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности; комбинировать и использовать освоенные технологии при
изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной
задачей; понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов
природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий: осуществлять поиск необходимой для выполнения
работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать ее и отбирать
в соответствии с решаемой задачей; анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять
действия моделирования, работать с моделями; использовать средства информационнокоммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с
контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности ее использования для
решения конкретных учебных задач; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий: вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать
реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их
излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; создавать тексты-описания на основе
рассматривания изделий декоративно-прикладного искусства народов России; строить рассуждения о
связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его
строении, свойствах и способах создания; объяснять последовательность совершаемых действий при
создании изделия.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации и самоконтроля как часть
регулятивных универсальных учебных действий: рационально организовывать свою работу (подготовка
рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); выполнять правила
безопасности труда при выполнении работы; планировать работу, соотносить свои действия с
поставленной целью; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и
их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов; выполнять
действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; проявлять волевую саморегуляцию при
выполнении работы.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: организовывать под
руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять
роли, выполнять функции руководителя (лидера) и подчиненного, осуществлять продуктивное
сотрудничество; проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и
оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости
помощь; понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений
предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор
средств и способов для его практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта
проектной деятельности.
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
отдельным темам программы по труду(технологии): правильно организовывать свой труд: своевременно
подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нем в процессе труда; применять
правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем; действовать по
предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной
стороне материала, экономия материала при разметке); определять названия и назначение основных
инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и
другие), использовать их в практической работе; определять наименования отдельных материалов
(например, бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их
обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступные
технологические приемы ручной обработки материалов при изготовлении изделий; ориентироваться в
наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка
изделия; выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз», «от руки», выделение деталей
способами обрывания, вырезания и другими, сборку изделий с помощью клея, ниток и других;
оформлять изделия строчкой прямого стежка; понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия»,
«образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование»,
«аппликация»; выполнять задания с использованием подготовленного плана; обслуживать себя во время
работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их,

соблюдать правила гигиены труда; рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы
(по вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и
дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения,
способы изготовления; распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага,
тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и
другие), безопасно хранить и работать ими; различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка,
отделка; качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономно
выполнять разметку деталей «на глаз», «от руки», по шаблону, по линейке (как направляющему
инструменту без откладывания размеров), точно резать ножницами по линиям разметки, придавать
форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и
другими способами, собирать изделия с помощью клея, пластических масс и других, эстетично и
аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка; использовать
для сушки плоских изделий пресс; с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять
самоконтроль с использованием инструкционной карты, образца, шаблона; различать разборные и
неразборные конструкции несложных изделий; понимать простейшие виды технической документации
(рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу,
рисунку; осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под
руководством учителя; выполнять несложные коллективные работы проектного характера; называть
профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами, их социальное значение.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
отдельным темам программы по труду (технологии): понимать смысл понятий «инструкционная»
(«технологическая») карта, «чертеж», «эскиз», «линии чертежа», «развертка», «макет», «модель»,
«технология», «технологические операции», «способы обработки» и использовать их в практической
деятельности; выполнять задания по самостоятельно составленному плану; распознавать элементарные
общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность –
симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей среды, называть
характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства; выделять, называть и
применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой
деятельности; самостоятельно подготавливать рабочее место в соответствии с видом деятельности,
поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; анализировать задание (образец) по
предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с
использованием инструкционной (технологической) карты; самостоятельно отбирать материалы и
инструменты для работы, исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон,
натуральные ткани, нитки, проволока и другие); читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии
чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);
выполнять
экономную
разметку
прямоугольника
(от
двух
прямых
углов
и одного прямого угла) с помощью чертежных инструментов (линейки, угольника) с использованием
простейшего чертежа (эскиза), чертить окружность с помощью циркуля; выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической формы и разметку
деталей кроя на ткани по нему/ней; оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными
строчками; понимать смысл понятия «развертка» (трехмерного предмета), соотносить объемную
конструкцию с изображениями ее развертки; отличать макет от модели, строить трехмерный макет из
готовой развертки; определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей
и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами; конструировать и
моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; решать
несложные конструкторско-технологические задачи; применять освоенные знания и практические
умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной
и практической деятельности; выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную
проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; знать профессии людей, работающих в
сфере обслуживания.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
отдельным темам программы по труду (технологии): понимать смысл понятий «чертеж развертки»,
«канцелярский нож», «шило», «искусственный материал»; выделять и называть характерные
особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного
искусства (в рамках изученного); узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по
описанию изученные и распространенные в крае ремесла; называть и описывать свойства наиболее
распространенных изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и
другие); читать чертеж развертки и выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов

(линейка, угольник, циркуль); узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая); безопасно
пользоваться канцелярским ножом, шилом; выполнять рицовку; выполнять соединение деталей и
отделку изделия освоенными ручными строчками; решать простейшие задачи техникотехнологического характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание,
придание новых свойств конструкции в соответствии с новыми (дополненными) требованиями,
использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или
декоративно-художественной задачей; понимать технологический и практический смысл различных
видов соединений в технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций,
использовать их при решении простейших конструкторских задач; конструировать и моделировать
изделия из разных материалов и с использованием конструктора по заданным техническим,
технологическим и декоративно-художественным условиям; изменять конструкцию изделия по
заданным условиям; выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от
требований конструкции; знать несколько видов информационных технологий и соответствующих
способов передачи информации (из опыта обучающихся); понимать назначение основных устройств
персонального
компьютера
для ввода, вывода и обработки информации; выполнять основные правила безопасной работы на
компьютере; использовать возможности компьютера и ИКТ для поиска необходимой информации при
выполнении обучающих, творческих и проектных заданий; выполнять проектные задания в
соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений;называть
профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами, их социальное значение.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
отдельным темам программы по труду (технологии): формировать общее представление о мире
профессий, их социальном значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в
области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, осуществлять
планирование трудового процесса на основе анализа задания; самостоятельно планировать и выполнять
практическое задание (практическую работу) с использованием инструкционной (технологической)
карты или творческого замысла, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по
самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; выполнять более сложные виды работ и
приемы обработки различных материалов (например, плетение, шитье и вышивание, тиснение по
фольге), комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи, оформлять
изделия и соединять детали освоенными ручными строчками; выполнять символические действия
моделирования, понимать и создавать простейшие виды технической документации (чертеж развертки,
эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу; решать простейшие задачи
рационализаторского характера по изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых
свойств конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия; решать простейшие
художественно-конструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией на основе усвоенных
правил дизайна; создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием
изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта,
выравнивание абзаца); работать с доступной информацией, работать в программах текстового редактора
Word, PowerPoint; решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел,
осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения, аргументированно представлять
продукт проектной деятельности; осуществлять сотрудничество в различных видах совместной
деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей,
договариваться, участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу в общем
процессе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».