ЧТЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. ВОСКРЕСЕНОВКА
694411, Сахалинская область, Тымовский район,
село Воскресеновка, Школьная улица, д. 11
Е-mail: mbousoshvoskr@sakhalin.gov.ru
Сайт: http://shkolavoskr.ru
ИНН 6517006000/КПП 651701001
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

ВЫПИСКА
ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
МБОУ СОШ С. ВОСКРЕСЕНОВКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 7 КЛАСС

ВАРИАНТ 1

Выписка верна
Директор

30.08.2024г
О.В. Самофалова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» составлена на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО (вариант 1).
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых образовательных потребностей, а
также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к предметной области «Язык и
речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение
(литературное чтение)» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа
в неделю).
Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного
предмета «Чтение (литературное чтение)».
Цель обучения – развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков
мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
Совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и
научно-познавательного текстов; развитие навыков речевого общения на материале доступных для
понимания художественных и научно-познавательных текстов; развитие положительных качеств и
свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» в 7 классе определяет
следующие задачи: формирование качества техники чтения: правильность, осознанность,
выразительность, беглость; формирование у обучающихся чтения про себя, последовательно увеличивая
объем читаемого текста и самостоятельность чтения; развитие полноценного восприятия доступных по
содержанию художественных произведений; развитие умения не только отвечать на вопросы, но и
ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного
общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев
произведения; формирование нравственно-эстетических и гражданско-патриотических норм поведения
обучающихся на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет
обучающимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе);совершенствование
техники чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающими со знаками
препинания);закрепление умения выделять главную мысль произведения, называть главных
действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы
отрывками из текста, составлять характеристики героев с помощью учителя; формирование умения
выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения, различать оттенки
значений слов в тексте; закрепление умения подробно и кратко пересказывать прочитанное; закрепление
умения конструировать развернутое высказывание, осуществлять контроль за собственной речью,
корректировать высказывание по ходу его содержания или после; закрепление навыка заучивания
наизусть; развитие эмоциональной сферы, эстетических чувств (в произведениях обучающиеся должны
научиться видеть красивое и безобразное, борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости,
уметь различать тружеников и бездельников, защитников Отечества и его врагов и т. п.);развитие
мыслительной деятельности, устранение затруднений в установлении последовательности и связи
событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений, умение
пользоваться подстрочным словарем; подбор слов со сходными и противоположными значениями,
объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении; развитие и коррекция памяти и
логического мышления; выработка жизненно необходимых речевых навыков.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ.
Обучение чтению в 7 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми
знаниями и навыками, учит использованию знаний русского языка в различных ситуациях.
На уроке чтения в старших классах учитель использует в комбинации различные формы работы:
групповую, индивидуальную и парную. В методических аппаратах книг для чтения предусмотрены
задания, выполнение которых должно проходить в парах или группе. Учителю необходимо варьировать
формы работы в связи с весьма разнородным составом класса обучающихся. Наряду с использованием
заданий разной степени сложности и постоянной сменой видов деятельности, комбинации различных
форм работы помогут в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода и сделают урок
интересным и разнообразным.
2

На уроках чтения в старших классах учитель пользуется, как правило, классической
классификацией методов обучения: словесные методы: рассказ, объяснение, беседа наглядные методы:
демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций, практические методы: работа с
книгой,
учебником,
наблюдение,
лабораторно-практическая
работа,
игра,
упражнение,
программированное обучение, проблемное обучение.
Помимо этих методов на уроках чтения в старших классах, особенно в 7–9 классах, возможно
использование методов другой классификации: объяснительно-иллюстративный метод (учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);репродуктивный метод
(воспроизведение и применение информации);метод проблемного изложения (учитель ставит проблему
и показывает путь её решения);частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению
проблемы);исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Содержание разделов
№

Название раздела, темы

п/п

Количество
часов

Контрол
ьные работы

Внекласс
ное чтение

1

Устное народное творчество

15

2 (тест)

1

2

Из
произведений русской
литературы XIX века

44

7 (тест)

3

3

Из
произведений русской
литературы XX века

69

7 (тест)

4

Итого:

128

16

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ
ЧТЕНИЮ.
Личностные:
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; формирование навыков
сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способность к
осмыслению социального окружения, своего места в нем; воспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
уметь читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целыми словами; уметь читать
про себя проанализированные ранее тексты; отвечать на вопросы учителя; пересказывать близко к
тексту отдельные части произведения, доступные обучающимся по изображённым событиям;
высказывать своё отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме; выделять в тексте
незнакомые слова (с помощью учителя);заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом
особенностей учеников); принимать участие в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные
задания по прочитанному тексту.
Достаточный уровень:
уметь читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях —
целым словом);уметь читать про себя с предварительным заданием лёгкие по содержанию тексты;
выделять тему и идею произведения с помощью учителя; формулировать вопросы к тексту (с помощью
учителя);делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в
простейших случаях — самостоятельно; характеризовать главных действующих лиц (с помощью
учителя), давать оценку их поступкам; выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с
помощью учителя);соотносить читаемые произведения с определённым жанром (с помощью
учителя);заучивать наизусть не менее 10 стихотворений; читать внеклассную литературу под контролем
3

учителя, участвовать в её обсуждении. Уметь составлять отзывы под руководством учителя.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в
условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика.
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и
пониманием прочитанного по учебнику путём опроса по чтению, пересказу или комбинированного
опроса.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты
примерно следующего объёма (на конец года): 7 класс 80–100 слов.
При оценке принимаются во внимание индивидуальные психофизические особенности
обучающегося, акцент делается не на беглость чтения, а на осознанное понимание прочитанного, умение
отвечать на вопросы, пересказать текст.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с
соблюдением норм литературного произношения; выделяет главную мысль произведения или частей
рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью
учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на
вопросы по содержанию прочитанного и пересказывает прочитанное полно, правильно,
последовательно; твердо знает наизусть стихотворение и читает их выразительно. Оценка «4» ставится
обучающемуся, если он: читает в основном правильно, бегло; допускает 1–2 ошибки при чтении и
соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, допускает неточности в
ответах на вопросы при пересказе содержания, исправляет их с помощью учителя; допускает при чтении
стихотворения наизусть 1–2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно
выразительно. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: читает недостаточно бегло, некоторые
слова по слогам; допускает 3–4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает 3–4
ошибки в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических
ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
затрудняется называть главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает
на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла
произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания пересказа текста
Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не
упуская главного, правильно отвечает на вопрос.Оценка «4» - допускает 1–2 ошибки, неточности, сам
их исправляет.Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет
последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.Оценка «4» - знает
наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные
неточности.Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.

4

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».