21.02.2021
Ученическое самоуправление — форма реализации обучающимися права
на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие
учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса
совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право,
которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той
образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в
Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.
Ученическое самоуправление
1. Позиционный блок
Цель - формирование у школьников личной готовности к
самореализации в условиях современного общества через
освоение навыков социального взаимодействия.
Задачи ученического самоуправления:
- Реализация права обучающихся на
участие в процессе управления образовательным учреждением;
- Создание условий для
самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей,
формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде
деятельности;
- Определение организационной структуры
ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и
интересы учащихся;
- Организация деятельности
органов ученического самоуправления;
- Воспитание положительного
отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
- Воспитание гражданина с высокой
демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему
действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;
- Подведение итогов работы,
анализ ее результатов;
- Формирование у учащихся
потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий
для развития способностей и интересов членов ученического коллектива,
развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных
компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;
- Создание системы самоуправления
как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого
ребёнка;
- Организация групповой,
коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в
общественно – целостные отношения.
Принципы построения и развития ученического самоуправления.
- Равноправие - все должны иметь
право решающего голоса при принятии того или иного решения;
- Выборность - полномочия
приобретаются в результате выборов и обсуждений;
- Откровенность и гласность -
работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
- Законность - неукоснительное
соблюдение правовых и нормативных актов;
- Целесообразность - деятельность
органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию
интересов и потребностей учащихся;
- Гуманность - действия органов
самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
- Самодеятельность - творчество,
активность, самостоятельность учащихся;
- Ответственность - необходимо
регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед
представителями Совета, учащимися и учителями.
Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического
самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в понятии «самоуправление». И
так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя
и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется
обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая
принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами,
продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия
самого субъекта.
Это понятие
наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается
с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин
«автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон»,
что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является
проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.
С
социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление,
участие всех членов организации.
Самоуправление –
самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении
собственными делами.
Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный
временем опыт использования такой формы организации небольших
сообществ, как самоуправление.
Ученическое самоуправление
– это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.
Самоуправление – это осуществление детским объединением управления
собственной деятельностью. Управление - объединение распределенных
действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.
Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является
никто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает
деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на
отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и
направлены на достижение единого результата.
Содержание деятельности органов ученического самоуправления
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих
видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе.
Такими видами деятельности являются:
- Познавательная деятельность –
предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры,
диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе),
разработка проектов и их реализация.
- Трудовая деятельность – забота
о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений,
организация дежурства;
- Спортивно-оздоровительная
деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад,
соревнований, спортивных эстафет, дней здоровья;
- Художественно-эстетическая
деятельность - тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы,
акции, выставки, встречи;
- Информационная деятельность –
пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана
учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии
решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.
Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике
и самоустановке учащихся по отношению к своей деятельности или коллективу.
Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в
управлении собственными делами.
Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а
своими, которые входят в компетенцию учащихся. Самоуправление учащихся –
это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в
своей деятельности.
Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации
учащихся.
Самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и
управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических
принципов.
Природа самоуправления многогранна. В целом, корни самоуправления - в
социальной активности народа.
Политические корни, в частности, - в демократической культуре,
идеологические - в оптимальном сочетании личного и общественного, а
нравственные - в утверждении этических ценностей, гуманного отношения к
человеку.
2. Организационный
блок
2. Организационный блок ← см → |
|
|
|
|
|
Структура уровней
ученического самоуправления школы.
Система школьного самоуправления имеет 2 уровня.
Первый уровень - индивидуальный, отдельные
учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического
самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего
числа представителя в органы ученического самоуправления, и выдвигающие
кандидата в Председатели ученического самоуправления.
Индивидуальный уровень – ученик.
Педагогические задачи:
- Стимулирование самостоятельной
деятельности и инициативы учащихся под руководством классных
руководителей;
- Создание условий для реализации
творческого потенциала каждой личности;
- Воспитание ответственности за
порученные дела;
- Обеспечение отношений
сотрудничества между учителями и учащимися.
Второй уровень - школьное самоуправление.
Совет занимается законотворческой деятельностью, проводящей совместные
заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование
и отслеживание текущих дел. Председатель Совета ученического самоуправления -
регламентирует и отслеживает работу органов ученического самоуправления.
Совет школы – высший орган самоуправления школы.
Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.
Педагогические задачи:
- Формирование актива школы,
анализ результативности работы актива.
- Помощь в разработке предложений
ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного
процесса;
- Развитие интереса к учёбе, к
совместной деятельности на благо школы, района, Отечества;
- Демократизация и
совершенствование учебно – воспитательного процесса.
3. Нормативно – правовой блок
Документы, лежащие в основе разработки модели ученического
самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
- Закон об образовании
- Национальная доктрина
образования в Российской Федерации.
- Всеобщая декларация прав
человека.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Конституция Российской
Федерации.
- Федеральный закон от 24.07.1998
г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
- Положение о лицензировании
образовательной деятельности.
- Положение о порядке аттестации
и государственной аккредитации образовательных учреждений Концепция
модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Типовое положение об
общеобразовательном учреждении.
- Основы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Семейный кодекс Российской
Федерации (статья 121, статья 122, статья123)
- Национальный проект
«Образование».
- Локальные акты, регламентирующие
деятельность школы.
4. Содержательный блок
Содержание работы органов
ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности,
характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное
ученическое самоуправление состоит из пяти блоков, называемых министерствами.
Соотношение министерств и ведущих видов деятельности представлено в
таблице ниже:
Министерства |
Ведущий вид деятельности |
Содержание |
|
|
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И СПОРТА |
Спортивно – оздоровительная деятельность |
организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни
здоровья |
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА МИНИСТЕРСТВО РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ |
Художественно – эстетическая деятельность |
тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы,
выставки, встречи |
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЭКОЛОГИИ |
Трудовая деятельность |
тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению
пришкольной территории |
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации
плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном
уровне.
5. Технологический блок
Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка
велась с учётом реальных возможностей и
потребностей учащихся.
Ожидаемые результаты:
- Повышение гражданской позиции
школьников;
- Повышение заинтересованности в
развитии школы;
- Возможность участия всех детей
в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
- Увеличение занятости детей во
внеурочное время;
- Улучшение нравственного,
физического здоровья учащихся;
- Активизация творческой
деятельности учащихся;
- Снижение количества детей, имеющих
вредные привычки;
- Снижение динамики роста детской
возрастной преступности, а также правонарушений.
Основные
формы ученического самоуправления.
- Заседания Совета ученического
самоуправления;
- Участие в работе собрания;
- Участие в работе ученических и
родительских собраний;
- Проведение благотворительных и
иных акций;
- Проведение социологических
опросов;
- Участие в работе творческих
групп;
- Проведение круглых столов;
- Организация и проведение
досуговых мероприятий;
- Организация и проведение
спортивных соревнований;
- Другие формы работы.
6. Управленческий блок
Управление развитием ученического самоуправления.
Ученическое
самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами
и процессами,
являясь органической частью общешкольного управления.
Основными функциями социального управления являются анализ,
планирование, организация, контроль, регулирование
(коррекция) и снова анализ.
Указанные функции реализуются в течение
одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий
цикл.
- Сбор информации и её анализ (
проводится участниками Совета, председателем и педагогом-организатором
ВР);
- Планирование; (производится
участниками Совета, корректируется и дополняется Председателем совета,
педагогом-организатором ВР и зам. директором по УВР)
- Организация, т.е. подготовка
учащихся к деятельности; (осуществляется педагогом-организатором ВР и
классными руководителями)
- Контроль; (производится
Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директора по УВР);
- Регулирование – внесение
изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы.
(педагогом-организатором ВР и Зам. директора по УВР)
Школьный Совет
ученического самоуправления определил пять основных направления деятельности:
- «Традиция» (поддержание, укрепление и
формирование традиций школы);
- «Отечество» (гражданско-патриотическое);
- «Нравственность» (воспитание толерантного
отношения к окружающим, развитие творческих задатков, способностей,
дарований и талантов);
- «Спорт и здоровье» (спортивно-оздоровительное).
- «Право и закон» (профилактика предупреждения
преступлений и правонарушений).
По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и
закреплены мероприятия, которые отражены в планировании на год.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и
самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое
место и реализовать свои способности и возможности.
Для роста активности детского коллектива решающую роль играет
стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого
является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их
инициативу, самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении
всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами,
вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного
ученического самоуправления.
Действующий орган ученического самоуправления – инициатор всех творческих дел,
он отчитывается перед своими
товарищами за проделанную работу, если член ученического коллектива
самоуправления не справляется со своей работой, то в он в любой момент
переизбирается или заменяется достойной кандидатурой.
Ученическое самоуправление требует обязательного
взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого,
особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно
педагог, обладающий
педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя
предотвратить конфликт в коллективе,
направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в
решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут
формально относиться к своей должности.
Чтобы дети на деле сами стали организаторами определённых
участков работы, недостаточно просто предоставлять им права
обходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.
Нормативные документы регулирующие вопросы школьного самоуправления:
- Устав школы
- Положение об ученическом самоуправлении
- Конвенция о правах ребёнка
- Конституция Российской Федерации
- Закон об образовании
- Всеобщая декларация прав человека
- Локальные акты, регламентирующие деятельность школы